Сделайте Ваш заказ

Что мы знаем о Гжели

Гжель.
Что это такое?
Населенный пункт в Московской области. Или что-то большее, чем точка на карте.
А может, это только название изделий из фарфора, расписанных синей краской.
В последние годы мы видим на экранах те¬левизоров и читаем в газетах, что Гжель умер¬ла или вот-вот умрет. Значит, она, наверное, живая, если может умереть. И тогда почему все не спешат ей на помощь?
И вообще, что происходит там, в Гжели?

Жива ли Гжель и что там происходит в наши дни, мы выясняем у человека, который работает там и знает о проблемах Гжели не понаслышке. Валентин Розанов — художник, мастер, пришел на Гжельскую землю 33 года назад. Член художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Министерства культуры Правительства Московской области, руководитель отделения фарфора и керамики Творческого союза художников декоративно-прикладного искусства.

Валентин, расскажите, пожалуйста, что такое Гжель и какова история ее возникновения.

Гжель — это понятие более широкое, чем село с одноименным названием в 60 километрах от Москвы. Гжель — это старинный промысел, где народ, населявший эту землю, занимался деланием изделий из глины с незапамятных времен. Гжель — это 30 сел и деревень, раскинувшихся на 20 километров вдоль Егорьевского шоссе. Когда стали искать дату образования Гжели, то нашли упоминание о ней в завещании Ивана Калиты 1339 г., где он в числе прочих упоминал село Гжель, но, конечно, промысел возник гораздо раньше, как только здесь поселились люди. А промысел здесь возник потому, что из земли на поверхность выходят пласты разных замечательных глин. Из этих глин местные мастера лепили миски, крынки, кувшины, кумганы, квасники, игрушки и другие изделия, применявшиеся в быту.

Нам знакомы старинные образцы, хранящиеся в музеях: XVIII век — это майоликовые изделия, расписанные коричневой, желтой, синей, зеленой красками по белой непрозрачной эмали, XIX век — это вначале изделия из грубого фаянса, украшенного растительным орнаментом, синего цвета (оттуда-то и пошла наша сине-белая Гжель), а потом и фарфор, занявший главенствующее положение как более благородный материал, обладающий прекрасными потребительскими свойствами и большими декоративными возможностями. Все время здесь мастера организовывались в мастерские и артели, где работали своей семьей. С XIX в. уже известны и фабрики, где использовался наемный труд: Кузнецовы и Акулины в Новохаритонове, Храпуновы-Новые в Кузяеве, Тереховы-Кузнецовы в Речицах, Дунашовы в Турыгино и еще сотни малых и средних мастерских.

В 1918 г. все предприятия были национализированы и постепенно перепрофилировались на выпуск фарфоровых изделий более необходимых для развивающейся электротехнической, химической и оборонной промышленности молодого советского государства. До 50-х годов продукция тех заводов, где продолжался выпуск художественных изделий, мало представляла художественный интерес. Промысел как художественное явление угас. И только в 60-х на заводе «Художественная керамика» сотрудниками Научно-исследовательского института художественной промышленности ученым-искусствоведом А.Б. Салтыковым и художницей Н.И. Бессарабовой были предприняты попытки возрождения традиций народной керамики. В 1972 г. организовалось «Производственное объединение Гжель», оно объединило 6 гжельских предприятий, занимающихся выпуском художественных изделий из фарфора и майолики. На это объединение и была государством возложена задача по дальнейшему развитию традиций. Предприятие получало большие финансовые вливания, которые шли на реконструкцию и модернизацию производства. Здесь постепенно собрался творческий коллектив, внесший большой вклад в развитие Гжели как объекта национальной культуры.

Да, все, наверное, знают про необычайную популярность изделий из Гжели в 70-80 годы XX столетия, об этом много написано, снято документальных фильмов, но с 90-х годов и до сегодняшнего дня из Гжели поступают тревожные сигналы.

Нельзя ситуацию в Гжели рассматривать отдельно от проблем страны в это время. И что такое — определение: «народный художественный промысел». Промысел — от слова промышлять, заниматься, чем-либо. В Гжели народ и занимался гончарным, керамическим промыслом, и это было основное, если не единственное занятие многих поколений.

Когда рынок (а в советское время государство регулировало рынок и диктовало, кому чем заниматься) требовал технические фарфоровые изделия, — производили изоляторы, химическую посуду, а в старину и аптекарскую. А когда отпала в них надобность, то гжельский народ и стал развивать производство художественных изделий с ручной росписью, чем и занимались еще прапрадеды. Все вернулось на «круги своя».

 

Сейчас все гжельские предприятия и старые и организованные новые — частные. Всего семь крупных, где численность от ста до ше¬стисот человек и десятки мелких, где трудятся от десяти до тридцати человек. В основном выпускают изделия с синей кобальтовой росписью. Каждое предприятие развивается, улучшается качество и все благодаря здоровой конкуренции. Но не у всех руководителей получается работать в условиях свободного рынка, кто-то не хочет мириться с потерей своего статуса монополиста.

Художники, мастера и уникальные специалисты уходят на соседние производства и там применяют свой опыт.
Журналисты, зачастую не разобравшись в сути вопроса, пишут статьи, вещают с экранов телевизоров, что гибнет старинный российский промысел. А «гибнет» один не очень удачный предприниматель, а на его место приходят молодые собственники, которые поднимут всю Гжель на новый уровень.

Изменилось все. Раньше государство давало деньги на развитие, на реконструкцию, а теперь руководитель, хозяин рассчитывает на свои силы, решает, что делать и как сделать так, чтобы твоя продукция была лучше, чем у соседа. Есть закон о народных художественных промыслах, он и регулирует отношения с государством. Предусмотрены льготы для пред-приятий традиционных народных промыслов. В Подмосковье традиционными промыслами занимается Министерство культуры Московской области. Работает художественно-экспертный совет, который и осуществляет от лица государства тесный контакт с промыслами. Через этот совет и происходит поддержка. Эксперты выезжают регулярно на места бытования промыслов, рассматривают коллекции предприятий, рекомендуют к выпуску изделия художественного достоинства и на рекомендованные образцы отменяется НДС. Хочешь получать льготы — пройди совет, и высвободившиеся средства можно пустить на развитие художественно-творческой работы и поддержку мастеров, модернизацию, закупку более качественного сырья. Помощь идет тем, кто работает в традициях и развивает их. Министерство культуры Подмосковья организовывает выставки, смотры, печатаются издания пропагандирующие искусство народных мастеров, приобретает лучшие авторские из-делия для музеев.

Конечно, для сохранения этой части нашей культуры этого мало. В последние 20 лет музеи мало занимались пополнением коллекций. А где еще можно ознакомиться с наследием, как не в музеях. Скоро подрастет поколение мастеров, которые не будут знать лучшее, что делалось на промыслах в конце XX — начале XXI в. В государстве нет органа, занимающегося проблемами народных промыслов. Фактически Министерство культуры РФ отстранено от традиционной народной культуры — это опасная тенденция.

Что, на Ваш взгляд, нужно сделать для поддержки промыслов, расположенных в местах их традиционного бытования.

Нужно, что бы правительство РФ включило традиционные народные промыслы в приоритетные программы по Господдержке. Традиционные народные промыслы — это огромный пласт культурного наследия России, а поддержкой культуры должны заниматься государственные органы. Нужно проводить мероприятия по поддержке мастеров, отслеживать и закупать лучшие произведения мастеров. Регулярно проводить выставки-смотры произведений мастеров народных художественных промыслов. На телевидении ввести постоянные передачи об истории промыслов, о людях, которые там работают. Отмечать и выделять предпринимателей — истинных патриотов, преумножающих многовековую культуру России. Ну и, конечно, всемерно поддерживать главное действующее лицо промысла, а это — Мастер.

Наша Эра №7-8, 2008г.

В продолжение разговора Гжель. Прошлое - настоящее - будущее (приглашение к разговору)

Понравилось? Поделитесь!

Комментарии (0)