Гжель. Прошлое – настоящее – будущее (приглашение к разговору)

Заглянул я в интернет с желанием найти ответ на вопрос: «А что сегодня пишут о Гжели?» И что увидел: много информации о истории гжельского промысла, много рекламы магазинов и предприятий, огромное количество фирм, в названиях которых присутствует слово «Гжель». Даже есть «Горная компания Гжель». 

Спрашиваю себя: «а что, Гжель живет только прошлым и настоящим?.. Есть ли в Гжели планы на БУДУЩЕЕ?» …….  

Вы согласитесь со мной, что «Гжель» - это бренд мирового уровня.
И сделали её такой наши предки. И даже многие живущие сегодня приложили к этому свои знания и умения.

Будет ли он завтра, мировой уровень Гжели?

Вот и задумал я поговорить о настоящей и будущей Гжели. И приглашаю Вас к участию в данном разговоре. Пусть Некоммерческое Партнёрство «Палата Народных промыслов и ремёсел» станет дискуссионной площадкой. Уверен, что такая площадка нужна Гжели.

Первая тема для дискуссии: «Перспективы развития предприятий народного художественного промысла Гжель»

Знаем из истории родного края, что о первых гжельских мастерах сохранились документы с Духовной Грамоты князя Ивана Калиты, 1339 год. Еще в первой половине XIV века Гжель отмечается как центр керамического производства России(обращаю ваше внимание на этот факт).

До 1917 года на гжельской земле работало около 200 больших и малых предприятий керамики. Во времена Советского Союза предприятия были объединены в более крупные промышленные объединения и заводы, построены новые производства. Попробую их перечислить (названия их периодически менялись):

  1. ЗАО «Объединение Гжель».
  2. ОАО «Речицкий фарфоровый завод».
  3. ОАО «Кузяевский фарфоровый завод».
  4. ОАО «Гжельский кирпичный завод».
  5. ГУП «Шевлягинский завод специальной керамики».
  6. ОАО «Гжельский завод Электроизолятор».
  7. ЗАО «Гжельский экспериментальный керамический завод».
  8. Ближе к развалу СССР, в первые годы «перестройки» были созданы:
  9. ООО "Гжельский завод художественной росписи".
  10. ООО «Производственно-торговое предприятие «Жгель» 1990г.
  11. ООО «Галактика и компания» 1990г.
  12. ЗАО «Электрокерамика» 1995г.

Особенно стоит отметить создание в Гжели на базе строительного техникума Гжельского государственного художественно-промышленного института (ГГХПИ). Единственный институт в России, работающий в сельской местности, помогающий обеспечивать Гжель кадрами, и не только Гжель. Сегодня в институт приезжают учиться молодые люди со всей России и из-за рубежа.

Какая ситуация складывается сейчас на производственных художественных предприятиях Гжели:

  • ОАО «Кузяевский фарфоровый завод» – исчез как завод художественного фарфора;
  • ГУП «Шевлягинский завод специальной керамики», производящий в последние годы своего существования художественный фарфор – прекратил производство керамики;
  • ЗАО «Гжельский экспериментальный керамический завод», завод с огромной интересной историей, керамикой которого были облицованы многие исторические здания Москвы – сегодня не работает;
  • керамические производства в деревне Фенино, Жирово, Трошково, Коломино (ранее входившие в состав Объединения Гжель) – уже давно не работают с керамикой. Так же закрыты и ряд цехов, расположенных в деревнях и относящихся к объединению «Электроизолятор».
  • ОАО «Речицкий фарфоровый завод» – прекратил выпуск художественного фарфора. Возможно так и должно быть. Ведь в прошлом веке завод был единственным в России, выпускающим керамическую лабораторную посуду. Ещё в 1663г. царь Алексей Михайлович издал указ: «...во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины, которая глина годица к аптекарским сосудам». Завод освоил производство керамических трубок. Продолжает выпускать посуду для лабораторий.
  • к сожалению, сократило изготовление продукции и наше родное предприятие ООО «ЗАО Объединение Гжель». Но отмечу, что в прошлом коллектив этого завода за короткий исторический срок сделал Гжель знаменитой на весь мир. Чьими заслугами мы пользуемся и сегодня. Спасибо им за это!

ВНИМАНИЕ! К нашему общему сожалению, сегодня, предприятий, производящих майолику, в Гжели нет. А ведь с неё, с майолики, начинался гжельский народный промысел.

Ситуация не из приятных!

Разные времена переживали гжельцы. Сегодня народ, получивший от своих предков умение делать керамику, продолжает традиции. Снова, как и до 1917 года, когда работали   кустари, артели, появилось много небольших предприятий - кооперативы, индивидуальные предприниматели (ИП), общества с ограниченной ответственностью (ООО) и т.д.

ООО «Гжельский фарфоровый завод», ООО «Звезда Гжели», ООО Производственная фирма "Гжель-Малахит", ООО «Гжельские узоры», ООО "Терра Керамос", ООО Предприятие «Арт-Модерн керамика» (пос. Родники), ООО «Киот», ООО «Азон-керамика» (Радиокерамика), ООО «Сделано в Гжели» Мухин Юрий, Эксклюзивный авторский фарфор (ООО "Артель де эль") Царегородцевы Денис и Александр, ИП Морозов Игорь, ИП Тарыгин Михаил, Дунашов Валерий ИП, Маркин Владимир ИП, проект «Ателье-керамики» Валентина Криворотова, ИП Жидик Татьяна, ИП Мамонтова Галина, Анашкин Владимир ИП, мастерская Голунова Виктора, Ашлова Татьяна ИП,  Барыкина Тамара ИП, Батов Игорь ИП, мастерская Черновых, Каштанов Николай ИП, Кариков Константин ИП, проект «Майолика Гжели» Никулин Сергей , мастерская художника Исаева Сергея, ООО «Новая Гжель», Романовы Сергей и Елена ИП, ИП Рогов Михаил, Рябов Михаил ИП, Супрядкина Надежда ИП, проект «2R керамика» и ещё много мастеров и художников, работающих в своих мастерских. В Гжели работает научно-исследовательский институт строительной керамики (на территории кирпичного завода). Наш гжельский кирпичный завод запустил новую технологию производства кирпича на современном оборудовании.

Вот те, кто совместно со старожилами, продолжают традиции гжельского промысла.

Промысел не погиб!

Часть гжельских предприятий художественной керамики имеют статус народных художественных промыслов, данный им государством согласно ФЗ от 06 января 1999г. №7-ФЗ «О народных художественных промыслах», с изменениями и дополнениями. Данный закон, Указы Президента, Постановления Правительства, ряд региональных законов обеспечивают серьезную поддержку предприятиям НХП.

Но, как говорят руководители предприятий «…мы не развиваемся, а выживаем.» Интересно, не правда ли?! Почему? С какими проблемами сталкиваются наши предприятия? Попробуем разобраться:

  • да, многие из них получают субсидии от федерального бюджета. Но они покрывают сегодня, к сожалению, чуть больше половины заявленных потребностей; порядка 20% субсидий, предоставляемых организациям НХП, почти сразу возвращается в бюджет в виде налогов организаций;
  • на предприятиях много ручного труда и как следствие огромный фонд заработной платы. А размеры страховых взносов в Пенсионный фонд, Соцстрах и фонд обязательного медицинского страхования не маленькие;
  • зарплата мастеров сегодня значительно ниже средней по региону, работа на предприятиях НХП становится не престижной и как следствие нехватка специалистов и старение кадрового потенциала. Но главное — теряется преемственность поколений в художественном промысле. (для информации - приказом Минтруда России № 45Н от 06.02.2013 утвержден Перечень видов работ, профессий, должностей, на которые могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную службу. Обращаем ваше внимание на то, что Перечень включает под № 130 профессию «Художник народных художественных промыслов» (код профессии по ЕКПДТР – 27456, код выпуска ЕТКС – 2), что может способствовать закреплению молодых творческих работников в трудовых коллективах предприятий, ссылкана сайт);
  • падение спроса на продукцию НХП в свете экономических сложностей в стране и, думаю, не только в связи с этим; отсутствие торгово-проводящих сетей по направлению НХП и есть ещё много проблем, которые можно и нужно обсудить.

Сегодня об этих проблемах говорят на разных уровнях:

в Совете при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству; в Государственной Думе, Федеральном Собрании; в Ассоциации "Народные художественные промыслы России"; в региональных ассоциациях НХП; на площадке Клуба народных художественных промыслов при губернаторе Московской области; на различных совещаниях (в городе Ликино-Дулево на территории фарфорового завода 19 марта 2015г. прошло очередное заседание Клуба руководителей организаций народных художественных промыслов Московской области).

Издаются постановления, приказы, принимаются решения ….

А расцвета Народных Промыслов не наблюдается.

Гжель, как мы помним из вышесказанного, так же болеет этим. Почему? Давайте по порядку.

Помощь государства – это отлично! Может государство мало помогает или не то делает?! Согласен. Но понимание проблем и движение в сторону их решения есть на всех уровнях власти. Значительную роль в этом играют региональные ассоциации НХП и особенно Ассоциация Народных Художественных Промыслов России. Я участвовал в заседании круглого стола в Государственной Думе 17 ноября 2014 г. Обсуждались меры поддержки народных художественных промыслов и в частности обсуждались вопросы об уменьшении налоговой нагрузки на предприятия НХП. (ссылка на сайт).

Сегодня вопросы развития Гжели поднимаются и в администрации Раменского района. Районом была поддержана инициатива создания в Гжели Некоммерческого Партнёрства «Палата Народных промыслов и ремёсел» - площадка для развития гжельского региона как центра Российской керамики и туризма. Есть понимание в необходимости работы такой организации в регионе гжели и в наших сельских администрациях - сельского поселения Гжельское и сельского поселения Ново-Харитоновское.

Привлечение на предприятия молодых специалистов вопрос не простой. Давайте вернёмся в 70-80-е годы прошлого века, к опыту работы ЗАО Объединение Гжель. Руководством была построена система непрерывного образования и подготовки специалистов для предприятия от детских садов и школ до института (основа её сохранилась и сегодня). Приглашались специалисты, молодые художники из разных регионов страны. А кто сейчас из руководителей предприятий НХП занимается этим всерьез?! Это архисложный вопрос и решать его необходимо вместе. (еще одна тема для дискуссии связанная с кадровыми вопросами).

Падение спроса на продукцию Народных Промыслов это реальность. Да, это не продукты первой необходимости. Но, как говорил не я, красота спасёт мир! У человека всегда присутствует тяга к прекрасному. Надо подсказать где это прекрасное взять и сделать его. Развитие туризма в Гжели. Это необходимо как воздух. Согласен, меняется дизайн интерьеров в домах, гжельский фарфор не всегда вписывается в эти интерьеры. А должен ли быть гжельский фарфор всегда бело-синим? Думаю, нет. И это подтверждается историей Гжели. Да и потенциал гжельских художников огромен. Жаль, что сегодня в связи с закрытием ГЭКЗ ушли из Гжели московские художники. Надеюсь, что это не навсегда. Надо вырабатывать стратегию развития Гжели не только как народного промысла, но и как центра Российской керамики, каким он и был ранее.

Я снова вернусь к опыту 70-80-х гг. В Советское время гжель и другие известные бренды очень ценились. За исторически короткий срок, бренд бело-синяя Гжель, стал всемирно известным. Была проведена огромная работа. Кто-то скажет, что время было другое и возможности другие. Согласен. Но и тогда было не просто. Интересно, у кого сегодня на предприятии работают профессиональные маркетологи? Кто сегодня вкладывает средства в разработку и рекламу новых направлений в керамике?  

Сегодня каждое предприятие занимается рекламой отдельно. Наверное, это логично. Но недостаточно. Качество рекламы низкое, ее мало. Покупатель заблудился в художественных промыслах Гжели. В регионе накопилось огромное количество не решённых вопросов по сохранению истории и дальнейшего развития гжельского промысла.

Кто должен решать все эти вопросы?

Каждый сам и все вместе! Только так. Конечно не исключая сотрудничества с государством. Необходимо обмениваться мнениями. Находить решения и включаться в работу совместно.

Развитие гжельского промысла дело общее.  

Особо остановлюсь на качестве сегодняшнего гжельского фарфора, не только на техническом, но и на художественном. В 90-е годы многие взялись за производство фарфора. Не было качественного обжига, нарушалась технология производства. Но надо было выживать. Сегодня много производств закрыто, но есть и те, кто вывел своё производство фарфора на более высокий уровень, чем 90-е гг. Для выхода на ещё более высокий уровень необходим качественный обжиг, нужны современные печи. Это оборудование более высокого уровня. На предприятиях своих средств на покупку не хватает. Многие руководители не решаются брать кредиты. Но есть выход – надо участвовать в программах государственной поддержки малого бизнеса. Это сегодня работает. Есть примеры и в Гжели.

Теперь о художественной стороне производства фарфора.  Куда делась выстроенная система художественных советов, здоровой конкуренции между художниками. Где жесткий контроль качества росписи. На некоторых предприятиях царит ассортиментный хаос. Всё в угоду рынку. Может тем и отличается гжельский фарфор? Я не соглашусь. Гжельский фарфор не должен ассоциироваться с козлятами, тигрятами или мышатами. Нужно вернуть художников на производство! Нужно перестать внедрять нездоровую конкуренцию в сторону удешевления продукции. Сегодня просматривается тенденция, к сожалению, именно в этом направлении.

Я буду не прав, если отнесу это ко всем промыслам Гжели. Руководители делают многое для развития своих предприятий.

Можно ли решить все эти не простые задачи? Можно ли вывести предприятия НХП в высокорентабельные производства (я понимаю, что высокая рентабельность – это относительно). Как Вы считаете?

Ждать помощи от государства – дорога в никуда! Она не помешает. Но развитие Гжели, в первую очередь, в наших руках. Мы отвечаем не только за себя, но и за свои коллективы, за промысел. Сегодня ситуация на рынке складывается в пользу российского производителя. Я приглашаю к дискуссии руководителей предприятий, художников, всех, кому близка эта тема и не только живущих в гжельском регионе.   

А может не нужно? Мы ведь все конкуренты! Зачем друг другу помогать? Каждый сам за себя! ........................

Сергей Акентьев

Продолжение разговора Гжель. Что это такое?

Понравилось? Поделитесь!

Комментарии (1)

  1. Виктор Янышев 24 февраля 2016, 16:42 # 0
    А может не нужно? Мы ведь все конкуренты! Зачем друг другу помогать? Каждый сам за себя! ........................
    Не все готовы га такие решения:
    Не стоит также недооценивать выгоду от возможности сотрудничать с конкурентами напрямую. Конечно, если такой шанс представится, и он будет выгоден обеим сторонам. Речь не о простой услуге (вроде обмена ссылками), а о более продуманном партнерстве. Каком? Опять-таки все решается в каждом отдельно взятом случае. При должном подходе общие точки соприкосновения всегда можно найти и начать плодотворное взаимодействие. Как вариант, вспоминается открытие авторской колонки на вашем сайте для конкурента и идентичный шаг с его стороны в вашу пользу.

    На мой взгляд, автор Forbes Джейсон ДеМерс своими размышлениями не открыл Америки, однако в очередной раз напомнить о косвенном или прямом влиянии конкурентов на успех развития сайта лишним уж точно не будет!