Художник о керамике, душе глины и творчестве...

Известный художник-керамист Александра  Створа поделилась с нами своими мыслями об удивительной природе и возможностях глины, призвании и характере художника.  

Уважаемая Александра, благодарим Вас за готовность ответить на вопросы, подготовленные НП «Палата народных промыслов и ремесел».

НП ПНПР: Что повлияло на Ваш творческий выбор художественного направления-Керамика?

Александра Створа: На мой выбор профессии повлияла среда в которой я выросла. Как бы я не сопротивлялась, время все расставило на свои места. Моя мама Корзина Галина Александровна- яркий и талантливый художник, работающий в керамике, она владеет такими материалами как шамот и фаянс, а главное она замечательный фарфорист, что в наше время большая редкость! Я все свое детство и юность росла среди керамики и трепетного отношения к ней! Не смотря на то , что я закончила отделение- камня в Абрамцевском художественно-промышленном училище, керамика меня перетянула на свою сторону.

НП ПНПР: Не могли бы Вы рассказать о Вашем первом учителе в этом прекрасном и сложном искусстве?

Александра Створа:  Мой первый учитель конечно мама, но есть еще один маг и волшебник, который заворожил меня своим мастерством работы на гончарном круге, это замечательный художник-керамист, гончар, родом из Гжели Ситник Александр Григорьевич. В 1995 году, после защиты диплома, когда в стране была полная разруха, искусство вымирало и мой камень негде было обрабатывать ( хоть на кладбище иди), мама меня привела на ЭТПК ( Экспериментальный творческо- производственный комбинат ) Союза Художников России "Воронцово" где познакомила с Ситником и волшебство его рук меня поразило, какие он создает сосуды- музыка !!! И я под его руководством начала учиться этому искусству. И на сегодняшней день Ситник и моя мама - мои главные критики.   

НП ПНПР: Как прошло Ваше становление как Художника-керамиста? Чью помощь и влияние Вы цените больше всего?

Александра Створа: Когда я немного набралась мастерства, я стала разрабатывать и выполнять авторский тираж на ЭТПК и помогать другим художникам в реализации их творческих задумок. К сожалению, а может к счастью огромное количество ярких керамистов не владеют гончарным кругом. В тот же период я начала участвовать в Московских и Российских выставках. В1995 году вступила в Московский Союз Художников( секция АХДИ), а в 1999 в Российский Союз Художников. Увлеклась симпозиумным движением, которое сейчас становится очень популярным и востребуемым.                    

В моем становлении как художника, мне помогли мои многочисленные коллеги и возможность работать в творческих группах на ЭТПК. Среда обитания для художника имеет огромное значение, когда есть возможность работать на настоящем производстве, где работает и форматорная и литейка и глазуровка и обжиги на любой вкус, и когда вокруг тебя талантливые коллеги, одержимые творчеством, то и ты начинаешь развиваться и соответствовать. Долгие лета нашему ЭТПК- единственной базе для художников-керамистов России!!!  

НП ПНПР: Верно ли утверждение, что глина- исключительно позитивный уникальный материал , который абсолютно не терпит негатива и небрежности?

Александра Створа: Да, есть мнение, что Глина-это исключительно позитивный и уникальный материал, я с этим  абсолютно согласна, она живая и очень послушная. Бывает что не очень хорошо на душе, или кто то расстроил в процессе работы, глина так чувствует твое  внутреннее состояние. А то что касается работы на гончарном круге, так там давать четкие команды материалу и давать ему время выполнить поставленные задачи, а самое главное работать в одном ритме, как в танце, есть ты и есть партнер, надо слышать и чувствовать друг друга. Я провожу мастер-классы и преподаю гончарное мастерство в керамической студии и могу точно сказать , нервные и не добрые люди у нас не задерживаются, им глина не дается. Глина требует уважения к себе!

НП ПНПР: Какие черты характера формируются благодаря работе с глиной?

Александра Створа: Она здорово формирует характер, художники работающие с ней- любопытны и очень терпимы, так как часто бывает что окончательный результат- не то что ожидал. Я считаю , что керамисты самые разносторонние художники, они обладают всеми видами изобразительного искусства, они и скульпторы и живописцы и архитекторы и декораторы и дизайнеры. Они могут изваять и тут же расписать , и даже вписать в пространство. А как ремесленники выполнить все этапы и даже провести обжиг в походных условиях. А еще керамисты очень сплоченные, у нас один в поле не воин, процесс сложный и физически и технологически.                                                                      

НП ПНПР: Как глина воспитывает человека, меняет его жизнь, способствует познанию самого себя?

Александра Створа: Как глина воспитывает человека- я не знаю, но я знаю людей , которые один раз попробовали глину на вкус во всех ее проявлениях и у них это случилось на всю оставшуюся жизнь! Когда ты увлечен процессом- это медитация, забывается все лишнее и время летит в одночасье. Какие сложности возникают в работе? Художник всегда находится в поиске новых форм.

НП ПНПР: Что для Вас самое интересное, самое сложное в творчестве, в работе с непростым материалом, обладающим собственным характером и языком?

Александра Створа: В каждой работе главное вовремя остановиться и поставить точку в данной работе. Если это скульптура, не разрушить цветом, росписью, а поддержать форму или проявить вялые стороны. И бывают и неудачи! Керамика-это вечный поиск. Задумал одно, а огонь или обжиг расставляет свои приоритеты,  постоянный сюрприз и неожиданность. Поэтому керамика так разнообразна!!! Как постоянный участник различных художественных выставок и их наблюдатель, я вижу как зритель каждый раз удивляется метаморфозам в глине. Чаще всего любители керамики идут посмотреть на декоративный подход, то что можно использовать в интерьере или пользоваться утилитарно, а художники удивляют то инсталляцией, то скульптурными композициями, не плитка, не изразец, не посуда. Бывает, что этот прекрасный материал выдают за металл,пластмассу, бумагу, дерево и даже текстиль. Я это не терплю! Керамика должна оставаться керамичной, звонкой, со своей пластикой. Это большая задача для керамиста. Это не просто в наше время, обжиги электрические, глазури ровные яркие глянцевые. Поэтому многие керамисты едут на выездные симпозиумы, строят дровяные и газовые печи- и там огонь творит свою магию!!!  

НП ПНПР: Вы очень активно участвуете в различных выставках, изменился ли зритель, его восприятие произведений керамического искусства? Что, на Ваш взгляд, необходимо современному человеку в плане эстетики, гармонизирующей сознание функции искусства?  В каких выставках Вы планируете принять участие в этом году?

Александра Створа: Сегодня огромное количество простых людей, самых разных профессий увлечены керамикой и даже начинают внедряться в технологии и искать свои ноу-хау, удивить близких, украсить свой интерьер, использовать авторскую посуду. В этом году в феврале прошла моя первая персональная выставка " На круге своя", в выставочном зале мосх на Беговой, работы представленные на ней были созданны в течении двадцати лет и все они созданы на гончаром круге. В апреле  выставка" Декоративное искусство Москвы" московского союза, секции ахди. В сентябре запланирована групповая выставка во дворике РАХ" Рождение новой формы Vll". Я не знаю что будет в осенне- зимний период, но всегда рада участию в интересных проектах. В мае у меня и моих коллег заканчивается творческая группа и я буду рада показать свои новые работы на выставках.

НП ПНПР: Можно ли говорить о трендах современной керамики? Касаются ли они формы, фактуры, цветовых решений, особенностей использования различных материалов и технологий?
 
Александра Створа: Я не искусствовед чтоб рассуждать о трендах в современной керамике, но я знаю точно, что Московская керамика очень отличается от российской и даже мировой, своей разнообразностью, языком и глубокой философией, может  она очень литературна, и очень одухотворенная!                                                                                 

НП ПНПР: Ваши предпочтения в материалах, подходах, общей концепции творчества «Что я хочу донести до зрителя, какие чувства вызвать в нем»?

Александра Створа: Каждую свою работу я создаю на гончарном круге, мне кажется, что круг диктует определенную пластику и дает возможность обобщения формы. Когда я леплю эскиз, я понимаю на какие детали я его поделю и выкручу отдельные детали, а потом буду собирать как конструктор. Я очень люблю красную гончарную глину и шамот, в декоре я использую ангобы, цветные глазури и окислы. Темы в моем творчестве, это то что окружает мой мир, очень люблю анималистический жанр. Главное, что бы работа несла тепло и добрые эмоции .

НП ПНПР: С какими трудностями Вам приходится сталкиваться в процессе творчества? Что помогает Вам их преодолевать?

Александра Створа: Трудностей в работе как таковых нет, главное начать, а дальше- это очень увлекательный процесс.   

НП ПНПР: У Вас много учеников, кого из них Вы могли бы особенно отметить? Что необходимо сделать для поддержки молодых, начинающих Художников-керамистов?

Александра Створа: Ученики- это отдельная история.они очень разные, но все увлечены процессом и очень непосредственные, они мудрее меня и считают профессия художник- не профессия, а состояние души. Мне кажется что бы профессия художника- керамиста была востребована, надо возрождать предприятия, промыслы, развивать государственные заказы, иметь взаимосвязь с архитекторами, дизайнерами. А иначе молодые художники превратятся в кустарей .

НП ПНПР: Что бы Вы хотели пожелать «Палате народных промыслов и ремесел» в ее стремлении способствовать делу сохранения культурно-исторического наследия, пропаганды выдающейся созидательной и защищающей общество роли культуры?

Александра Створа: Я желаю "Палате народных промыслов и ремесел" интересных проектов, поддержки государственных структур и меценатов и профессиональных ярких креативщиков с новыми идеями. А народные промыслы, к сожалению, тают на глазах, а жаль. Наша культура- наше наследие и национальная валюта. Мне кажется возрождение ВДНХ- хороший повод открыть павильон Гжели с современными интерактивными программами и уютными студиями, где каждый желающий может попробовать, как не просто создается керамика!!! Спасибо вам за внимание. Успехов и процветания нам всем!

НП ПНПР: Спасибо, Вам, огромное за содержательный рассказ о прекрасном искусстве! Успехов Вам и процветания!

Влада Мартемьянова,
© Пресс-центр НП "Палата народных промыслов и ремесел"

Понравилось? Поделитесь!

Комментарии (0)