За фасадом риторики…

На сайте НП «Палата народных промыслов и ремесел» мы регулярно публикуем актуальную информацию о программах государственной поддержки народных художественных промыслов, регионов традиционного бытования НХП, недавно размещенная информация:

вселяет надежду на достойные перспективы отрасли народных художественных промыслов и ремесленничества.

В разделе «Дискуссионный клуб» нашего сайта мы предлагаем вам поделиться своим мнением по различным актуальным вопросам, волнующим всех, кто неравнодушен к теме народных художественных промыслов, российского ремесленничества как неотъемлемой части национальной культуры России. Присоединяйтесь к обсуждению! Есть ли будущее у российских народных художественных промыслов? Что нужно для того, чтобы предприятия НХП процветали, мастера могли обеспечить себя и свои семьи, работая в промыслах, ремеслах, а регионы традиционного бытования НХП превратились в привлекательные туристические кластеры с развитой инфраструктурой?

Позвольте поделиться своими мыслями, навеянными знакомством с мастерами народных художественных промыслов, предприятиями, художниками.

Не секрет, что вокруг темы народных художественных промыслов, ремесленничества столько красивой и пафосной риторики! Это- фундамент и истоки национальной культуры. Это- Гордость России, известные на весь мир бренды, принесшие Славу государству и играющие важную роль в формировании позитивного имиджа страны в международном контексте. Это- наша надежная культурная опора, обладающая огромной созидательной энергетикой традиций и их продолжения.

А что за фасадом риторики?

Повседневная реальность выживания промыслов, их постоянная борьба за возможность и право быть тем, чем они достойны быть по определению.

Промыслы и ремесла живы своими мастерами, преемственностью поколений, новыми творческими идеями и потенциалом молодых талантливых художников, которые, получив профильное художественное образование в сфере декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов, ОСТАЮТСЯ работать в этой отрасли. Молодому художнику хочется не только творить, но и жить достойно. Обзавестись семьей, свить свое гнездо, работать в условиях, которые позволили бы не только реализовать свой богатый и уникальный творческий потенциал, но и зарабатывать своим ремеслом, промыслом, достаточно средств к достойному существованию.

Сколько работаю в теме, столько и слышу: промыслы держаться на энтузиастах, преданных теме людях, подвижниках, их самоотверженности, осознанной готовности посвятить себя делу, которое не приносит пока ощутимых доходов. Почему не приносит?

Объективные экономические трудности, затронувшие все отрасли- есть.

Низкопробный контрафакт, заполнивший рынок сувенирной, подарочной, представительской и бытовой продукции декоративного ряда- есть.

Государственная поддержка отрасли есть, однако, она, на мой взгляд, недостаточна. Существуют и работают целевые программы поддержки народных художественных промыслов (информацию о них мы публикуем на нашем сайте в разделах Новости и Вниманию членов палаты), но, на мой взгляд, должны существовать более детализированные программы, ориентированные под каждый конкретный регион всех субъектов федерации, ведь в каждом из них существуют традиции местных промыслов, ремесел, многие из которых уже давно стали всемирно известными брендами, такими как Хохлома, Палех, Жостово, Гжель и другие.

Целесообразно активнее изучать полезный опыт регионов, которые вполне могут служить примерами грамотного подхода к эффективной реализации комплексной программы государственной поддержки народных художественных промыслов регионов, например, Нижегородская, Кировская области, республика Татарстан. Как правило, успешное развитие народных художественных промыслов обеспечивает синергия взаимодействия федеральных, местных властей и предпринимательства. Именно она способствует успешной результативности проектов возрождения и развития промыслов, созданию туристических кластеров, где представлены НХП, формирующие привлекательный местный колорит. Мне кажется, сообществу, связанному с темой ремесленничества и народных художественных промыслов, стоит активнее учиться у своих коллег и перенимать полезный опыт, применительно к своему региону.

В беседах с представителями предприятий НХП часто слышишь пожелания, связанные с федеральным законодательством в сфере народных художественных промыслов: есть нерешенные вопросы. Например, Сертификация предприятий малого и среднего бизнеса, их продукции, зависимость присвоения изделиям категории народного художественного промысла в зависимости от территориального расположения предприятия в регионе традиционного бытования данного промысла. Много вопросов связано с установлением для предприятий отрасли льготных тарифов на энергоносители и природный газ. На электроэнергию льготы есть, а на газ- нет.

Предприятиям малого и среднего бизнеса, составляющим основной сегмент отрасли, где 80% ручного труда, крайне сложно в нынешних условиях оставаться стабильно рентабельным производством. Большой объем ручного труда неизбежно влияет на ценообразование по отношению к авторской продукции, эксклюзивным, уникальным произведениям высокого качества. Такие изделия, по определению, не могут быть дешевыми! Как их продавать и продвигать таким образом промыслы, мастеров, мастерство? Здесь возникает еще целый спектр ПОЧЕМУ?

Продвижение и маркетинг в отрасли народных художественных промыслов- из разряда болевых точек и больных вопросов на уровне клинической патологии! Хотелось бы пожелать любимой МЕДИА повернуться к теме своим приветливым, улыбчивым лицом. Создание и развитие федеральных и местных ТВ каналов, посвященных народным художественным промыслам и ремесленничеству, рукоделию, как сопутствующей теме, привлекательной для более массовой аудитории, а также информационных порталов ежедневного актуального оповещения о важном, насущном, интересном в отрасли, СВОЕВРЕМЕННОЕ анонсирование важных событийных мероприятий , обсуждения актуальных вопросов народных художественных промыслов в социальных сетях,- все это лишь небольшая часть того, что могло бы способствовать формированию информационного пространства темы.

Территориальный маркетинг регионов традиционного бытования народных художественных промыслов - это не только поддержка предпринимательства и инвестиции, но и туризм! Хорошо, если маркетологи в своих исследованиях руководствуются не только скаченными с Интернета устаревшими данными, а работают в ПОЛЕ, непосредственно общаются с людьми, реально знающими тему во всей ее многогранности.

Комплексная программа продвижения, организация событийных мероприятий с ярмарочными проектами (продуманными с точки зрения ассортимента, спроса, привлечения покупателей), - есть ли они? Ярмарок мастеров масса. Фестивалей народных художественных промыслов масса. Даже слышишь периодически мнения о чрезмерном тиражировании примерно однотипных событийных мероприятий. Есть над чем работать. Фестиваль ради фестиваля, ярмарка ради флайера производителям и мастерам не интересны. Во главе угла - Прибыль от торговли, ведь промыслы не воздухом питаются! И, конечно же, акцент на местный колорит, изюминки художественной культуры каждого региона, подчеркивающие его самобытность в общей многоцветной мозаике многонациональной культуры России.

А сколько еще вопросов «Почему?» и «Что делать?» Не хотелось бы, чтобы они превратились в застывшую вопросительную риторику.

Я не разделяю скептицизм по отношению к этой теме, который периодически слышу. Даже не в силу природного оптимизма, а потому, что уверена в перспективах отрасли. Она жива. Многое возрождается! Как говорили Гжельские мастера и купцы: «Если с умом, то и здесь можно жить безбедно…» Времена, конечно, не простые. И проблем больше, чем одолели. Будем работать!

Влада Мартемьянова
© Пресс-центр НП "Палата народных промыслов и ремесел"

Понравилось? Поделитесь!

Комментарии (0)