Сделайте Ваш заказ

Кластерные страсти

Фотография GzhelUP

Здесь есть и пафос и проблема!

Стоит включиться. В большую РАБОТУ в теме, о которой говорят во Гжели и не только. Просто сказать, что регион традиционного бытования народного художественного промысла интересен для туристов,- все равно, что не сказать ничего. По мнению профессиональных экспертов Гжель- обладает ЧРЕЗВЫЧАЙНО мощным потенциалом привлечения, организации и увеличения туристического потока как для въездного международного, так и для внутреннего.

Без платежеспособного заказчика и покупателя, которым является турист, народному промыслу не выжить, тем более с учетом существующей экономической ситуации. Аутентичность и традиции региона сами по себе хороши, но массовому туристу необходимы условия для комфортного приезда, проживания, питания и безопасного, приятного самоощущения от пребывания в единственном в своем роде месте на земле.
Именно поэтому ГЛАВНОЙ темой Гжели на сегодняшний день уже давно стало создание туристического кластера с развитой инфраструктурой, привлекательной для гостей и комфортной для местных жителей, которые, по идее, ПРЕЖДЕ всего должны быть ЗАИНТРЕСОВАНЫ в притоке туристов и их денег!

Благодаря инициативе Сергея Александровича Акентьева и огромным усилиям созданного в 2014 году Некоммерческого Партнерства «Палата народных промыслов и ремесел», объединившего в своей деятельности предпринимательское сообщество и поддержку местного муниципального самоуправления, тема кластера получила не только развитие, но и обрело реальное русло для воплощения целого ряда базовых идей.

  • Создание медиа пространства, информационной среды для продвижения Гжели как уникального и жизненно важного для России региона в свете национальных идей развития туризма, сохранения культурно-исторического наследия, программы импортозамещения
  • Создание целого ряда фестивальных проектов Событийного туризма
  • Выдвижение концепций перспективных для Гжели и России потенциально реализуемых проектов выездных фестивалей межрегионального, международного уровня
  • Привлечение к теме Гжели широких слоев Российской, международной общественности, возможностей государственной поддержки в виде инвестиционных целевых программ
  • Создание координирующего центра, объединившего в себе государственные образовательные и культурные организации, предпринимательское сообщество, общественные организации
  • Включение на партнерских условиях НП ПНПР, а значит, и Гжели, в деятельность Всероссийской Ассоциации народных художественных промыслов.

Мне, как партнеру НП ПНПР, очень хотелось, чтобы риторика серьезных и важных мероприятий, круглых столов, совещаний на тему развития туркластера Гжели НЕ увела от не менее ВАЖНОГО вопроса:

Что останется от истории во Гжели? Или старые, ветхие здания бывших мастерских пойдут под снос? Разве не интересно туристам увидеть контраст между интерьером мастерской Гжельца конца 19, начала 20 веков и современным промышленным производством всемирно известного фарфора? Хотим, чтобы туристы приезжали, а что показывать будем, если одно за другим будет исчезать с Гжельского лица, то, что это лицо создавало на протяжении веков ? Зоопарки при заводах, музеи при заводах, - это прекрасно. А что исконного, имеющего историческую ценность, вещественную ПАМЯТЬ остается? Многое во Гжели УЖЕ осталось лишь в виде пожелтевших фото. Гжельские чайные- архивные фото, Гжельские купеческие дома- архивные фото,- Гжельские цеха-мастерские художников- архивные фото. Туркластер Гжели, судя по всему, не предусматривает сохранение объектов, действительно имеющих культурно-историческую ценность. Что тогда предусматривает кластер? Вопрос, по-моему, совсем не тривиальный.

Современные гостиницы, общепит, рекреационные зоны на парковках, аттракционы,- это само собой разумеющаяся часть туркластеров. Однако, туристы едут в Рим, чтобы увидеть Колизей, а не гостиницы, если им меньше 100 лет! Едут в Афины, чтобы увидеть Акрополь. В Гизу, чтобы увидеть Египетские пирамиды. В Москву, чтобы увидеть Кремль и Красную площадь, а не парковки при ТК и ТЦ.

Инфраструктура- обязательна, однако сами объекты, имеющие культурно-историческую ценность не менее важны для туристов, чем гостиница и кафе.

Кроме того, кластер- это не только объекты территории, но и система прочных и эффективных Экономических отношений всех его субъектов. Каждый предприниматель, продвигая себя, продвигает и территорию, то есть других субъектов кластера. На это работает партнерская реклама. Пришел в музей! Прекрасно,- в конце экскурсии:- Вы, наверняка, проголодались , мы можем рекомендовать вам и вашей семье уютное кафе с домашней кухней, там сегодня как раз Праздник мороженого!!! Это как пример. И так во всем. Партнерская реклама и взаимное продвижение ВСЕХ субъектов кластера- это основа его процветания. Туриста нужно зацепить и ПОМОЧЬ ему приехать еще и еще раз!!! Запоминается впечатление, отношение, мелочи, внимание или, увы, невнимание! Запах в общественных туалетах и скучно поточный мастер-класс оставит не менее неизгладимое впечатление, чем стилизованная чайная с улыбчивым персоналом и богатым ассортиментом выпечки.

Принцип «Каждый сам за себя!»- не работает, когда речь идет о создании экономически эффективных тур территорий. Особенно в малых городах!

Очень хочется надеяться, что лицо Гжели не только преобразиться, благодаря комплексному благоустройству, в котором будет участвовать ВСЕ население. Но и НЕ потеряет то, что еще пока сохранилось как живая память о тех, кто жил и работал в Керамическом центре России, делая Гжели славу!

Очень хочется надеяться, что в сохранении культурно-исторического наследия памятников Гжели будут принимать активное участие не только художники, предприниматели-энтузиасты, такие как Олег Тюленев и Сергей Исаев, но и гораздо БОЛЬШЕ людей, которым нужна процветающая Гжель, визитная карточка России.

Влада Мартемьянова

Понравилось? Поделитесь!

Комментарии (0)