Сделайте Ваш заказ 2

Самодостаточная Гжель?

Впервые довелось познакомиться с Гжельской темой 15 апреля 2015 года, на Круглом столе в Раменском историко-художественном музее. Этот серьезный форум был посвящен не менее острой и серьезной проблеме: превращения Гжели в туристический центр России и мира. Организован этот Круглый стол был благодаря инициативе НП «палата народных промыслов и ремесел» при поддержке Администрации Раменского муниципального района, Администраций сельских поселений Гжельское и Новохаритоновское. Тогда я еще не могла предположить, что Гжельская тема станет для меня отправной точкой и разделит жизнь на то, что было до и после знакомства с ней.

Уже три года мне счастливится работать, общаться с прекрасными, талантливыми людьми и все это время я задаюсь вопросом: Что происходит во Гжели? Почему на фоне стольких совещаний, заседаний, круглых столов на разных уровнях, Гжель продолжает выглядеть не более, чем, как спальная деревня (по образу спального района в городе), которая мало напоминает место, желающее принимать у себя массовый туристический поток.

За последние три года ПН "ПНПР" и её руководитель, Сергей Александрович Акентьев, предпринимают немало усилий, чтобы идеи создания центра туризма в Гжели стали реальностью. Однако...

Совсем недавно на сайте palata-npr.ru появился обновленный слоган- обращение к аудитории.

"Мы объединяем все заинтересованные стороны и ресурсы во благо Гжели и для дальнейшего развития региона как российского центра керамики. Не спрашивайте, что Гжель может сделать для Вас. Спросите себя, что Вы можете сделать для Гжели?"

Прочитав этот слоган, испытала легкий шок. На мой взгляд, звучит несколько радикально, напоминая некий вызов обществу. Если следовать логике этого обращения, то

  1. Все мировое сообщество и Россия настолько обязаны всем Гжели, что Гжели самой и напрягаться не стоит?
  2. Гжель руководствуется принципом: Не учи меня жить, лучше помоги материально? Она настолько привыкла жить так, как она хочет? Этот регион никогда не знал ни крепостного права, ни войн, ни оккупации. Всегда был на особом положении, будучи поставщиком фарфора для царского двора. Хотя, безусловно, жили Гжельцы по-разному, кто-то имел заводы и мануфактуры, а кто-то батрачил с раннего утра до позднего вечера.
  3. В 80-е годы прошлого века благодаря титаническим усилиям В.М.Логинова, директора ЗАО Объединение Гжель, регион получил мощный импульс своего развития, став наукоградом, центром керамики, производственно-творческим регионом, где создавался известный на весь мир фарфор.

В свое время колоссальные ресурсы государства были вложены в развитие Гжели.

Что же происходит сейчас? Чем вызвано появление подобного обращения к аудитории:

  1. Желанием привлечь внимание к острейшей проблеме, которая «решается»?
  2. Попыткой заменить эпатажем реальные дела и стремление сдвинуть, наконец, ситуацию в русло преображения Гжели, нужных людям изменений?
  3. Признанием неспособности на фоне ситуации во Гжели ситуацию с промыслом и перспективой региона, ориентируясь на возможности, способности и мотивацию самих Гжельцев?
  4. Стремлением культивировать в людях чувство вины перед Гжелью. А в чем они виноваты? Что у них нет денег покупать фарфор? Что партнеры НП ПНПР, предприятия и люди, не платят членские взносы в Палату?

Проблема Гжельского абсурда появилась не вчера. Это- следствие многолетнего наслоения объективных и субъективных причин. Местное Гжельское население на протяжении десятков лет видело, как распродавались земли, разрушались памятники старины, передавались в частные руки объекты культурно-исторического наследия, никто и не думал не только о туризме, но и вообще о том, что твориться за его собственным забором. Честь и хвала тем, кто сумел сохранить хоть что-то. А теперь мы бросаем всему миру - спросите себя, что вы можете сделать для Гжели? А где была Гжель и Гжельцы, когда все это происходило? И где она сейчас, когда закрываются заводы, мастерские, художники оказываются без работы?

А, может, Гжели и не нужен никакой туризм и туристы. Просто, не нужен и ВСЁ. Строится частный сектор и ладно. Ярмарочные площадки, красивые пешеходные зоны, удобные парковки, ухоженные территории предприятий, отреставрированные и ждущие посетителей старые купеческие дома, аутентичные зоны для фотосессий, архитектурные реконструкции Гжельских горнов, деревни гончаров и памятники известным художникам, стеллы с Гимном Керамике, Декорированная Гжелью ж/д станция....- ЗАЧЕМ ВСЁ это?

Действительно, зачем, самодостаточной Гжели.

Проще просить у других, чем напрягаться самим, думать и делать, как лучше.

Зацепил как-то слоган. Промолчать не получилось. Интересно ВАШЕ мнение?

Влада Мартемьянова

Понравилось? Поделитесь!

Комментарии (2)

  1. Сергей Никулин 02 мая 2018, 14:55 # 0
    Да, можно короче и понятнее — Кто не с нами, тот против нас!
    1. Мартемьянова Влада 17 мая 2018, 16:38 # 0
      Вот именно! Вы правы, Сергей! Ваш комментарий в точку!