Художники

Гжельский промысел является одним из выдающихся народных промыслов. Во Гжели создают фарфоровую посуду с подглазурной росписью кобальтом. Основные производственные процессы современного гжельского промысла механизированы, но в то же время мастера при изготовлении отдельных деталей изделия прибегают к ручной лепке. Роспись на изделиях выполняется в ручную, что способствует созданию каждого изделия уникальным. В процессе развития ремесла мастера и художники создавали своеобразный художественный стиль Гжели.

В прошлом веке с развитием крупного промышленного производства стали исчезать мелкие фарфоровые производства Гжели. А после разрухи гражданской войны промысел практически стал исчезать. Однако в 1929 году в деревне Турыгино была создана первая артель под названием «Вперед, керамика». Через некоторое время образовалось еще несколько артелей, которые впоследствии создали объединение «Художественная керамика».

Возрождение промысла в послевоенные годы связано с именами художницы Натальи Ивановны Бессарабовой и ученого Александра Борисовича Салтыкова. В изделиях мастеров ученый видел характеристики национального быта, художественного, эстетического стиля эпохи. А.Б.Салтыков вместе с Н.И.Бессарабовой подготовил методику освоения гжельской росписи, создал алфавит мазков и приемов кистевой росписи. В то время была выбрана техника подглазурной росписи кобальтом.

Н. И. Бессарабова

Н. И. Бессарабова стала основоположником современного стиля гжельского ремесла, поставив во главу угла плавность, утонченность и скромность в творчестве. Н. И. Бессарабова научила своих учениц делать на изделиях «широкий мазок с тональными переходами цвета от темного синего до светлого голубого, почти белого». На кружках можно было увидеть изображение сельского труда, людей с граблями, собирающих скошенную траву в стога, цветы, бабочки, стрекозы, деревья... Далее

Т. С. Дунашова

Т. С. Дунашова – одна из учениц Н. И. Бессарабовой наносила узор уверенной рукой без предварительного рисунка. Ее называли мастером «цветочной росписи». Розы, лилии, колокольчики, васильки запечатлены на ее изделиях... Далее

Л. П. Азарова

Л. П. Азарова — художница, внесшая которая вклад в развитие искусства гжельского промысла. Творческая деятельность Л. Азаровой в 1950-60 гг. при участии Н. Квитницкой и З. Окуловой определила новый этап развития фарфоровой керамики Гжели... Далее

Н. Б. Квитницкая

Художница использует элементы декоративного искусства и работает над созданием скульптур малых форм «Бабушка и внучек», «Матрена», «Птичница»... Далее

З. П. Окулова

В своей росписи художница использует мотив «большого цветка». На посуде изображены крупные бутоны роз, пышные маки, лотос, лилии, ромашки, незабудки. Краски применяются всегда сочные и яркие... Далее

А. Н. Федотов

Федотовский почерк — ярко выраженная декоративная форма изделий. Федотов создал своеобразный живописный цветок, лепестки которого складываются в пышную округлую чашу. В ее белой середине рассыпаны мелкие точки-тычинки... Далее

В. И. Авдонин

К 1976 году, когда впервые появился Авдонин в объединении, он уже был сло­жившимся, опытнейшим живописцем. И первые же его изделия в гжельском стиле — вазы, коньячный набор — об­ратили на себя внимание специалистов... Далее

И. А. Хазова

Ираида Алексеевна Хазова поздно открыла в себе талант мастера, однако, быстро компенсировала это большим трудолюбием и шикарным стилем... Далее

В.В. Неплюев

На творчество Неплюева повлияло искусство Азаровой. Также своеобразные де­коративные приемы обнаруживают связь его работ с более отдаленным ис­кусством Гжели — искусством майоли­ковой пластики... Далее

С.В. Жукова

Светлана удачно продолжала тради­ции гжельской посуды. Художница пошла по пути обогаще­ния возможностей фарфора за счет ре­льефной разработки его поверхности... Далее

Г.В. Денисов

Самобытная и талантливая «твор­ческая аура» Г.В. Денисова завораживает многих ны­нешних мастеров и притягательна для истинных ценителей гжели. «Саморо­док» — отзывались о Денисове те, у ко­го на глазах шло становление его худо­жественного почерка... Далее

Ю.Н. Гаранин

По инициативе Гаранина в столице белокаменной, в Доме скульптора на Полянке, в 1991 г. прошла выстав­ка «Скульптура и шахматы». Практичес­ки явилась она первым отечественным смотром шахматных коллекций и про­звучала весьма впечатляюще. Открыва­ли ее международные гроссмейстеры Ю. Авербах и В. Смыслов... Далее

Т.Д. Федоровская

Верностью себе художница победила, и постепенно коллеги признали ее право­ту и ее стиль, прекрасно уживающийся в гжельской традиции. А ее композиции «Домашние хлопоты», «Сенокос», «Зем­ля и люди», вся ее малая пластика слу­жат великолепной школой для молодых мастеров... Далее

В Гжели особенно любят пить чай, превращая чаепитие в церемонию. На столе стоит кипящий самовар, а вокруг него пестрый хоровод посуды. В развитии своеобразного стиля гжельского фарфора мастера упирались на традиции и опыт предшествующих поколений. Пройдет время, и все то, что создано сегодня гжельскими мастерами станет творческим наследием для будущих поколений.

Официальный источник

Понравилось? Поделитесь!