Сделайте Ваш заказ 2

Гжель 1972-1983

Книга "Искусство Гжели"
Издательство "Советская Россия", 1985 г.
Глава I "Гжель из истории промысла"
автор составитель - Нелли Александровна Якимчук
фотосъёмка - В.И. Почаева

1972 -1983 годы дали новый импульс в развитии гжельского промысла. С каждым годом росло творческое и исполнительское мастерство создателей фарфоровых изделий, а с ним росла и известность, привлекавшая на промысел новые кадры молодых специалистов. В этот период в Гжели начали работать художники А. Федотов, В. Розанов, В.Седачева, Н.Бидак, В.Бидак, В. Авдонин и другие. Значительно оживилась творческая деятельность мастеров-исполнителей. Прилив молодых сил мобилизовал потомственных мастеров, побуждал их к творчеству, пробуждал дух соревнования.

Т. Дунашова, создававшая периодически образцы для росписи, стала пробовать свои силы в разработке форм изделий. Первая ее самостоятельная работа - ваза "Квадратная", на низком основании с четырехгранным туловом, плавно переходящим в суженное горло с легким раструбом, была выполнена в 1968 году. На плоскостях граней мастерица разместила по одному крупному раскрытому цветку. Ваза вполне удалась художнице. Но настоящий успех и признание принесли потомственной мастерице работы, демонстрировавшиеся на выставке "Фарфор Гжели" в 1972 году - „Сахарница большая" и „Туалетная коробочка", тиражируемые до сих пор заводом. Сахарница округлой низкой формы с раскрытым краем имеет четыре конические ножки, две фигурные ручки и скульптурно вылепленный хваток на крышке в виде стилизованного цветка. Композицией из трех бутонов, нанесенных сплошным скорописным мазком кисти, дополняется тонкими графическими листочками и завитками. Приставные детали сахарницы окрашены кобальтом, ажурная легкая сеточка идет по краю и с предмета. Эта работа показала большие творческие возможности мастерицы.

К числу лучших произведений Т. Дунашовой относится набор для яиц. Простой и красивый, он состоит из круглого блюдца с овальными углублениями для маленькой солонки в виде курочки, помещенной в центре блюдца. Скромная цветочная роспись украшает предмет. Чем дольше смотришь на эту вещь, тем больше находишь в ней достоинств - целесообразность, образность, высокие декоративные качества.

За прошедшее десятилетие художница создала чайный набор „Георгин", сахарницу „Квадратная", сахарницу „Семейная", набор шкатулок „Кобальтовая сеточка". Дунашова творит неспешно, основательно, подолгу обдумывая идею будущего произведения. В последние годы ее увлекают формы сложной профилировки, с гранями, рифлением, фигурными краями, резными витиеватыми ручками навершиями крышек. Таковы столовый набор „Юбилейный", чайный сервиз "Ларец". Увлекаясь сложной граненой формой, автор не нарушает архитектонику предметов, их функциональность. При создании композиций (столовый набор "Юбилейный") художник стремится выявить конструктивность основных объёмов, вторя найденной форме в различных предметах сервиза. Слаженностью, пропорциональностью, четко читаемым силуэтом отличаются ее "одинарные" изделия, например, ваза „Диск", подсвечник „Лира", а также небольшие наборы „Ежевика" и „Волна" для блинов и варенья.

Т.Дунашова, тонкий живописец, и здесь ей нет равных. Художница в полном рассвете творческих сил. Ее кисть творит подлинное волшебство. Она любит писать пейзажи, сравнимые с лаковой миниатюрой, мелкие орнаментальные и цветочные композиции, так называемый „ситчик", сплошным голубым ковром закрывающий поверхность предметов. Художница прекрасно чувствует форму, безошибочно размещает роспись то отдельным клеймом, то орнаментальным поясом. Она любит сочный кобальт, густую, темную синь, контраст белого фона с тёмно-синим и сплошь закрашивает приставные детали (ручки, носики, хватки) тёмным кобальтом, сочетая светотеневой мазок с легкой графикой.

Гончар Н.А. Мордашов за работой. Майоликовый цех, д. Трошково

В 1970-е годы серьезно занялись творческой работой и мастера промысла- старейший модельщик В.С. Кустарев, живописцы И. А. Хазова, В. И. Авдонин и другие. В. Кустарев — потомственный гжелец, более тридцати пяти лет работающий на промысле скульптором-моделыциком. Его профессия является одной из важных на производстве, от квалификации модельщика, его острого глаза, твердой руки, тонкого чутья и вкуса зависит не только техническое качество изделий, но во многом и художественный облик, пропорции сосудов, четкость силуэтов, общий абрис. По существу, модельщик является соавтором художника, по-этому нет ничего удивительного в том, что В. Кустарев со временем стал создавать самостоятельные работы. В настоящее время на счету В. Кустарева немало творческих работ, лучшие из которых выпускаются массовым тиражом. Его формы всегда удобны, полезны и необходимы в быту. Это вазы, бокалы, чайники, солонки, наборы чайной и кофейной посуды. На высоком профессиональном и эстетическом уровне сделаны кофейный набор, расписанный Г. Дунашовой, кофейный сервиз, ваза „Ландыш" и ваза с зубчатым краем, расписанные И. Хазовой.

Скульптор - модельщик В.С. Кустарев в модельной мастерской. Фарфоровый участок, д. Турыгино

Мастер успешно пробует свои силы в скульптуре, он создал ряд фигурок на современную тему, в том числе „Продавец рыбы", „Продавец поросят" и другие, в которых он правдив и искренен.

С каждым годом все интереснее работает И. Хазова - одна из лучших „писарих" промысла, она мягкий и лиричный живописец. На Гжельском промысле мастерица длительное время выполняет живописные работы золотом, где требуется особая легкость руки, тонкое чувство материала.

Самостоятельным творчеством И. Хазова, как и В. Кустарев, занимается с середины 1970-х годов. Вначале это были робкие, несовершенные цветочные композиции, но подкупающие искренностью, любовью к материалу. Одной из первых работ, в которой автор создал и форму, и роспись, была сахарница коническая со слегка отогнутым краем и двумя ручками. Затем появились бокал, вазы, кофейный набор и прочее. С каждой новой работой формы предметов становятся конструктивнее, „крепче", роспись смелее, сочнее, красочнее. Отличительная особенность росписей Хазовой - мягкость, бархатистость, тончайшие градации цвета.

В. И. Авдонин много лет был живописцем на Кузяевском фарфоровом заводе. В Гжельском объединении он работает живописцем творческой группы, тиражируя небольшими сериями собственные образцы. Мастер, досконально знающий особенности фарфора, систематически занимается творческой работой. Он тяготеет к сложным элементам пластики форм и декора, украшает предметы посуды Фигурным краем, лепными гребешками, завитками, ажурной профилировкой. Его роспись строится на сочетании растительных и геометризованных мотивов, где доминантой являются тончайшие цветочные букеты, объемные, трепетные, изысканные. В течение нескольких лёт мастер работает над большим многопредметным сервизом „Праздничный". Это действительно нарядный набор чайной посуды, где наряду с кобальтом применяется фоновое письмо растворами солей кобальта.

В 1970-е годы стали известны новые имена художников Гжели. А. Федотов пришел в производственное объединение „Гжель" уже сложившимся мастером, с большим опытом работы на Кузяевском фарфоровом заводе. Он много и плодотворно работает творчески, почти все его произведения принимаются для тиражирования. Наиболее интересные из них - две большие декоративные вазы, питьевой набор „Ручеек», чайный и компотный наборы, кофейный сервиз „Розы", „Любовь голубая" и другие. Художник предпочитает вместительные наполненные объемы, сочную крупную цветочную роспись. Его излюбленный мотив - крепкий, часто нераспустившийся бутон розы. Федотов по-разному строит цветочные композиции, то заключая розу в фигурный медальон, то свободно располагая цветочный мотив по поверхности предмета. Он блестяще владеет приёмами объемного мазка с неисчислимым богатством оттенков кобальта. Федотов первым на промысле начал применять в росписи соли кобальта, дающие серовато-голубой оттенок. Солью художник записывает фон изделий полностью или частично, или применяет ее в росписи, прописывая края, оттеняя и смягчая контуры рисунка. В последние годы А. Федотов увереннее работает над формами, смелее и разнообразнее обращается в росписи к богатым традициям гжельской орнаментики.

В творчестве В. Розанова, пришедшего на промысел в 1975 году, наметилось прочтение гжельского наследия, свой почерк в решении художественных задач. Ему свойственна высокая требовательность к себе, упорство, настойчивость он подолгу обдумывает образ, характер будущего произведения. Процесс творческого осмысления у него длительный, медленный. Только когда художник найдёт необходимый силуэт, пластику формы, орнаментальный строй росписи, он приступает к работе в материале, часто сразу добиваясь желаемого результата.

Одной из первых работ В. Розанова был чайник-кумган, оригинальный, с красивым - напряженным силуэтом, четкими пропорциями объемов, восходящими к традиционной форме кумгана, с уверенной росписью. Художник заявил о себе, как о незаурядном мастере, смелом новаторе, хорошо знающем традиции прославленного промысла.

В. Розанов прекрасный рисовальщик, с большой выдумкой и фантазией, Пятилетняя работа в качестве живописца помогла ему овладеть всеми премудростями кистевой росписи, он виртуозно кладет мазок „с тенями", пишет отводки, умело использует тонкую графику письма. Художник упорно экспериментирует, добиваясь хороших результатов. Лучшие его произведения, выполненные в последние годы, - подсвечники, масленка „Колокол", туалетная коробочка, пудреница, чайный набор «Вьюнок», большой кумган и сырная доска, декоративные вазы. В Розанов любит некрупную роспись, подробную разработку деталей орнамента, оконтурирование сплошного теневого мазка тонкой, часто волнистой непрерывной линией. Он серьёзно занимается разработкой орнаментального строя в росписи и достигает большого разнообразия, свободы в применении и расположении орнаментальных мотивов, умело компонует растительные узоры на форме, подчеркивая её выразительность и пластику. Так, в маленькой туалетной коробочке всего один мотив росписи, но, положенный в разных плоскостях четырёхгранной формы, он создаёт красивый орнамент. Иной вариант композиционного построения росписи – в чайном сервизе. Основным элементом рисунка здесь является мотив полураскрытого цветка. Орнамент как бы сам собой легко и свободно перетекает по волнистому побегу в определенном ритмическом строе, опоясывая поверхность предметов.

В Розанов иногда обращается к жанру, с теплотой и живописностью рисуя на тарелках гжельские пейзажи, декоративных задиристых петухов.

В конце 1970 – х годов в Гжель пришло много талантливой молодёжи, ищущей, жаждущей деятельности, трудолюбивой и любознательной.

Н.Т. Бидак работает в Гжели с 1978 года живописцем творческой группы. На счету художницы несколько работ, часть из которых тиражируется. Её творчество развивается многообразно, она пробует свои силы в создании посудных форм и скульптуры. Молодой специалист изготовила ряд сувенирных изделий – подсвечник «Фитилёк», штоф «Гжель» и посуду: столовый набор, маслёнку «Лужок».

Н.Т. Бидак за росписью вазы. Живописный цех, д. Бахтеево

Н. Бидак отдаёт предпочтение скульптуре, обращаясь к сценам из народной жизни: «Скоморохи», «Приданое». Её фигурки достаточно образны и занимательны. Имя гжельской художницы Л.С. Донченко специалисты и знатоки гжельского промысла впервые услышали в Москве в ноябре 1979 года на Всесоюзной выставке мастеров народных художественных промыслов, где было представлено несколько её работ, в том числе шкатулка-скульптура «На скамье», туалетная коробочка с гусёнком, покоряющие искренностью, знанием и чувством материала Л. Донченко пришла на промысел в 1979 году и под руководством своей матери Л. Азаровой, опытного наставника и педагога, за короткий срок создала более десяти произведений. Среди них коробочка «Уточка», пудреница, маслёнка «Лев», шкатулка «Ларец», ваза на ножках, подсвечники с кольцами и другие изделия. В небольших коробочках и шкатулках художница использует принципы гжельских фарфоровых маслёнок, чернильниц, сахарниц XIX века, в которых обычно на крышках помещалась скульптура – птицы, звери, фигурки человека и т.п. Фигурки в них не только декоративный элемент, а неотъемлемая часть изделия. Художница обращается в своих творческих замыслах к богатому наследию гжельской керамики XVIII-XIX веков.

Большим событием в жизни промысла являлось присуждение в 1978 году четырём художникам производственного объединения «Гжель» - Н.И. Бессарабовой, Л.П. Азаровой, Т.С. Дунашовой, З.В. Окуловой, - Государственные премии РСФСР им. И.Е. Репина.

Огромный интерес советской общественности вызвала вторая специализированная выставка «Фарфор Гжели», проходившая в Москве в 1980 году, продемонстрировавшая высокие творческие достижения мастеров промысла. На ней широко и разнообразно были представлены не только работы старейших мастеров промысла, но и молодых художников А. Федотова, В. Розанова, Н. и В. Бидак, Л. Донченко, В. Седачевой, П. Гордеева. Лёгкая, живая манера росписи декоративных блюд П. Гордеева, оригинальное, решение круговых композиций с изображением птиц, цветов, растительных орнаментов - эти качества свидетельствуют о мастерстве начинающего живописца.

Выставка позволила проанализировать творчество гжельских мастеров за последнее десятилетие.
Искусство Гжели этого периода характеризуется повышенной декоративностью, высоким уровнем исполнительского мастерства, усложненностью форм и росписи, нашедшими отражение в произведениях ведущих художников Л. Азаровой, Т.Дунашовой, 3. Окуловой, Н.Квитницкой, не теряющей творческой с промыслом.

В гжельских посудных формах применяется сложная профилировка, обилие скульптурных деталей, располагаемых на крышках, ручках, туловах сосудов в виде человеческих фигурок, цветка, птицы, ветки, рельефных завитков, фестончатого края и т.п. Роспись, особенно в изделиях малосерийных и уникальных, характеризуется обилием оттенков кобальта, кистевым мазком, сочетающимся с тончайшей графической разработкой отдельных элементов декора.

В последние годы в промысле возрос интерес к мелкой пластике. Над скульптурной линией много и серьезно работают 3.Окулова, Г. Денисов и молодые, недавно пришедшие на промысел мастера В.Неплюев, Ю. Гаранин.

Давно работает над созданием посуды и скульптуры 3. Окулова. Она продолжает развивать военно-патриотическую тему. Ее серия скульптур и декоративный набор „За Родину" - итог длительного раздумья о судьбе нашей Отчизны, о её славном революционном прошлом.

В серии скульптур „Травушка-муравушка", „Славим труд" художницу волнуют трудовые дела и подвиги современников. Эту тему она решает в лирическом плане, образно повествуя нам о тружениках деревни, об их благородном труде.

В. Неплюев, работающий в Гжели с 1980 года, увлекается жанровой скульптурой. Им создано несколько серий, в каждой из которых по четыре-шесть отдельных фигур, объединенных одной темой: «Дворники», «Дровосеки», «Народные игры» и другие. Фигурки, выполненные в обобщённой манере, но с достаточной разработкой деталей, пластичные и выразительные, подкупают занимательностью образов, юмором. К лучшим из них относятся серии «Народные промыслы», «Фарфористы», где художник остроумно решает пластику объёмов, сумев уловить и передать профессиональные особенности мастеров различных промыслов, сохраняя при этом образное начало и материал.

Ю. Гаранин, пришедший в Гжель в 1980 году, сделал несколько скульптурных серий: «Доктор Айболит», «Петушок-золотой гребешок», в которых увлеченно и заинтересовано трактует образы полюбившихся детских сказок. Ювелирная разработка мелких фигурок рассчитана на внимательное и детальное рассмотрение. Художник пытается решать и жанровые темы. В фигурке «В чайной» он создаёт образ «маленького» человека старой дореволюционной России.

Особой творческой манерой отличается почерк скульптора Г.В. Денисова, работы которого решены скупо, одним объемом, слитно. Его привлекают темы жизни на земле, добра и справедливости. Былинные герои Илья Муромец и Садко в интерпретации художника – скромные труженики, сильные и добрые. Душевной красотой наделены образы деда Мазая, сеятеля, пахаря. Простые и скромные, они заставляют размышлять о жизни и счастье на земле.

А Царегородцев и М. Подгорная трудятся в производственном объединении «Гжель» с 1980 года. В самостоятельной творческой работе молодых художников уже есть первые успехи. Их набор для кухни – комплект банок для крупы, сахара, муки – принят к тиражированию. Они использовали известный в гжельской керамике принцип соединения посуды со скульптурой. Форма набора проста: это вместительный и устойчивый цилиндр. Навершия крышек выполнены в виде фигурок зверей – лошадки, ослики, собачки, служащих удобными хватками. Большие плоскости банок украшены росписью, опоясывающей круглое тулово легкими растительными узорами, в которой соблюдается мера цветочного акцента. А Царегородцев сильнее в скульптуре, в пластике форм. М. Подгорная – рисовальщица с большой фантазией и оригинальной творческой манерой. Она пробует свои силы в сюжетной росписи. Её фантазия и темперамент требуют огромного поля деятельности, выплёскиваясь на большие плоскости крупных предметов, едва умещаясь на них. Рука художницы легко и свободно записывает всю поверхность декоративных ваз, блюд, тарелей. Её излюбленная тема – народный типаж со сценами гуляний, трудовых процессов, манера росписи созвучна наивному примитиву, прекрасна строго продуманной композицией, ритмически построенной, точно вписанной в данную форму. Красивым сине-голубым ковром выглядит роспись на блюде «Сенокос»: грациозны гордые фигуры сильных людей, плавны движения, красивые позы. Сцену обычной сельской жизни, сельского труда художница сумела опоэтизировать, создав жизнерадостную декоративную композицию.

Наш рассказ об искусстве мастеров и художников известного промысла будет неполным, если не коснуться другой стороны творческой деятельности производственного объединения «Гжель» - майолики.

Майоликовые изделия после обжига в печи. Майоликовый цех, д.Трошково

Гжель всегда была яркой, красочной, многоцветной. В XVIII веке это майоликовые изделия – посуда и скульптура из гжельской красной глины, покрытые белой «глухой» эмалью и расписанные жёлтой, зелёной, вишнёво-коричневой и синей красками. В XIX веке на смену майолике пришли новые материалы – фарфор и фаянс, также многокрасочные, с широкой палитрой цвета.

Готовая продукция. Майоликовый цех, д. Трошково

В 1946-1947 годах Научно-исследовательский институт художественной промышленности во главе с технологами С.А. Разумовским и О.А. Леаль провели исследование по отработке технологии майоликового производства на основе местных глин.

В 1956 году в артели «Гжельский гончар» было начато производство гончарной посуды с росписью ангобами – цветными, жидкими глинами. Артель, ставшая позднее Трошковским гончарным заводома, длительное время выпускала цветочные горшки, варильные горшочки, кувшины, молочники, вазы и прочее, декорированные простейшей ангобной росписью с помощью «груши» в виде отводок, волнистых и зигзагообразных линий. В дальнейшем к ангобной росписи «грушей» добавилась скульптурная долепка и сграффито, то есть процарапка ангобного покрытия до черепка изделия. Вся эта продукция завода была очень далека от традиций гжельского промысла.

При создании нового производственного объединения «гжель», включившего гончарный завод и фарфоровое производство, возникла задача восстановить майолику со свободной кистевой росписью, красочной и заманчивой.

В 1977-1978 годах ведущие художники института Е.И. Сапронова и Б.С. Третьяков создали направляющую коллекцию образцов с росписью по сырой эмали в традициях гжельской майолики. Это были поиски нового ассортимента, общего облика современных керамических изделий. Сложность состояла в том, что мастера гончарного участка утратила навыки и приёмы кистевого письма.

Экспериментальная работа института по возрождению майоликового письма заинтересовала мастеров творческой группы трошковского участка, среди которых много одарённых исполнительниц, довольно быстро освоивших кистевую роспись по ангобному покрытию. Интересные самостоятельные произведения создают мастерицы Е. Фролова, А. Бабурина, В. Шигаева, Т. Казакова, Н. Базыкина и другие. Они выполняют наборы для завтрака, столовые и питьевые наборы, вазы для цветов, в которых подкупают простота и искренность, полезность и мастерство.

Мастер - художник Е.А. Фролова в майоликовом цехе Экспериментальный участок, д. Трошково

Много сил отдаёт восстановлению майолики художник В.А. Петров, опытный мастер, глубоко познавший все свойства керамики. Он с одинаковым искусством творит в глине и в фарфоре, возглавляя в течение нескольких лет творческую работу в производственном объединении «Гжель» и Гжельском керамическом заводе Художественного фонда РСФСР.

В. Петрова заинтересовала экспериментальная работа института по возрождению гжельской майолики. За последние пять лет он создал много образцов, развивающих новое направление – с применением как ангобной кистевой росписи, так и росписи по сырой эмали. В. Петров – художник плодовитый, трудолюбивый и разносторонний. Хороший скульптур, тонко чувствующий пластику вещи, он любит работать над техническими трудными формами, где множество деталей, требующих сложной монтировки, например, электрическая настольная лампа, крупный канделябр.

Осуществлять замыслы В. Петрова Помогают прекрасные гжельские потомственные гончары В. Забелин, и Н. Мордашов. Блестящий мастер Н. Мордашов больше тридцати лет на промысле, за гончарным кругом. Человек удивительно скромный, даже незаметный, он воплощает в материале замыслы художника, являясь, по существу, соавтором новых произведений. С его помощью В. Петрову удаётся создать крупные бочата для солений, банки для кухни, наборы чайной и столовой посуды и многое другое. Н. Мордашов «вытягивает» на гончарном станке практически любую вещь, умеет точно подогнать размеры крышек, заданный силуэт ручки, повторить один к одному необходимые количество мисок, чашек, кружек и т.д. К нему за наукой едут молодые гончары со всей страны. Художники и мастера, формируя облик современной гжельской керамики, не только следуют традициям старых мастеров, но и по-своему решают задачи декоративного искусства.

Современная гжельская керамика – яркая, жизнерадостная, многоцветная. Белый фон играет заметную роль в общем колорите изделий, сплошь или частично закрывая красный глиняный черепок предметов, по которому красиво размещены полихромные гирлянды цветов, ягод, крупные декоративные птицы, орнаментальные пояски растительно-геометризованного характера. Цветовая гамма близка к старой майолике.

В. Петров увлечённо работает над формированием стилевой направленности современной гжельской майолики. Он создаёт много посудных форм многочисленные наборы и отдельные предметы: комплекты чайной и столовой посуды, наборы для молока, кваса пельменей, чайницы, подсвечники, вазы. Формы его утилитарных предметов, выполненные на гончарном станке, пластичные, ёмкие, соответствующие русскому хлебосольству.

Художник любит украшать предметные формы скульптурными элементами. Так, в наборе для ухи приставные детали – ручки, хватки сосудов – выполнены в виде рыб. Интересна серия кухонных банок с вылепленными цветками на крышках и тулове предметов. В. Петрова увлекает и мелкая пластика, он использует скульптуру, как составной элемент предметов. Так, например, настольная лампа «Карусель» представляет собой своеобразную ярморочную карусель с крутящимися фигурками гармониста, торговки, всадника и т.п. Тот же приём использован художником в штофе «Теленовости», где в центре сквозного отверстия размещена скульптурная композиция – сидящие у телевизора старик со старухой. В Петров плодотворно работает и в скульптуре, изображая героев народных сказок, сценки из народной жизни. Его образы достаточно декоративны, выразительны, с яркой многоцветной росписью.

Совсем недавно пришел на промысел художник Н. Туркин, пробующий свои силы в майолике. Уже в самых первых работах – серии декоративных ваз «Гжель» - он глубоко индивидуален и современен. Н. Туркин, несомненно, одаренный керамист, целеустремлённый и разносторонний, сочетающий в себе способности незаурядного скульптора и живописца, чувствующий современность и любящий народное искусство.

Ещё рано говорить о сложении новой направленности современной гжельской майолики, но успехи налицо. Об этом убедительно говорят интересные разработки художников и мастеров трошковского участка. Гжельский промысел с каждым годом молодеет, к нему тянутся новые и новые кадры молодых художников, творческие искания которых впереди. 

 

Понравилось? Поделитесь!