Керамика входит в моду

Технологии плюс искусство

Долгое время лепка из глины, фарфора, фаянса считалась ремеслом не очень и невыгодным. В Бурятии же эта сфера до недавнего времени была совсем не развита. Однако после появления керамической мастерской «Домбо» жители Бурятии взглянули на ручную лепку из глины как на произведение искусства.

Керамика входит в моду

Старинный кувшин

Длинные деревянные, кисточки разных форм, ножички, дощечки, бамбуковые палочки. На полках блоками стоят прозрачные коробки с глиной разных цветов. Здесь же стоит печка, в которой обжигается созданная посуда. Молодая девушка глазурирует домбо – кувшин, из которого в старину бурят-монголы наливали чай. Именно в его честь и названа мастерская.

- Когда я училась в Красноярском художественном институте на керамиста, у меня были сомнения насчет востребованности этой профессии, - рассказывает Мотрена Антонова, одна из основательниц мастерской «Домбо». – Считалось, что на керамике вообще невозможно заработать.

Технологии плюс искусство
Действительно, когда-то при слове «керамика» у многих возникала ассоциация с глиняными горшками, которые продают по сто рублей.

Однако с 2000-х годов появилось много художников-керамистов, которые начали создавать эксклюзивную керамику.

- Появилась красивая ручная, живая керамика. Что касается Бурятии, то, открывая такую мастерскую, мы опасались, что не сможем продвинуться в этом плане, потому что здесь керамика не развита вообще.

Приехав в Бурятию вместе со своим мужем – знаменитым художником Зорикто Доржиевым, Мотрена взялась за дело. Под впечатлением бурятских мотивов мастерица создала тахил (шкатулка – оберег) в виде бурятской девушки. Авторское изделие долгое время хранилось дома. Однако теперь это один из символов «Домбо».

Технологии плюс искусство
Кстати, сам Зорикто Доржиев в одном из интервью «Номер один» подчеркивал, что не имеет никакого отношения к «Домбо»: «Супруга создавала этот проект без моей помощи. Я даже не знаю, что сейчас там происходит. Единственное, что я знаю, это то, что она теперь стала очень занятой».

Технологии плюс искусство

Долгое время «Домбо» существовала только в голове Мотрены: «У меня всегда была такая мечта. Однажды я встретила Наталью Местникову, она поддержала идею, и мы решили, несмотря ни на что, реализовать задумку».

Девушки соединили бурятское искусство и современные технологии. С помощью техники деколь они стали переносить работы бурятских художников на посуду. «В некоторых типографиях тоже переносят изображение на посуду, но со временем оно стирается, так как состоит из типографических красок, к тому же такую посуду нельзя использовать в посудомоечной машине, - рассказывает Мотрена Антонова.

- Мы же используем керамические краски. Они впекаются в эмаль, поэтому можно не бояться, что изображение повредится».

Технологии плюс искусство
На тарелочках и кружках можно видеть работы Бальжинимы Доржиева, Анатолия Цыденова, Надежды Супониной, молодых художниц Ольги и Ирины Ертахановых (IO ERT). Затем стали появляться авторские коллекции, созданные специально для «Домбо». Так, Ира и Оля создали серию «Степные принцессы», «Восточный гороскоп». Молодые художницы недавно также создали азбуку бурятского языка, по мотивам которой у «Домбо» появились наборы посуды, помогающие детям изучать бурятский язык.

На днях появилось продолжение коллекции Бальжинимы Доржиева «Игры трех мужей». Серия таких работ была представлена не только на его персональной выставке, но и на фарфоровых тарелках.

Бурятские сувениры

Увидев работы «Домбо», многие удивляются, что все это создано в Бурятии, ведь до сего момента большинство сувениров, как правило, были привезены из Китая или Монголии. Многих умиляют, например, тарелки с изображением бузз и надписью «Буззы эди». «Домбо» приобрел множество поклонников, в том числе среди первых лиц республики и известных личностей.

«Белый фарфор мы заказываем, он называется «бельем», - рассказывает Мотрена Антонова. - Сверху на «белье» накладывается оцифрованное изображение. Если бы это была живая роспись, это было бы очень дорого, ведь это ручной труд. Но у нас даже нет художников по росписи керамики, чтобы выпускать изделия большими партиями».

Бурятские сувениры
Однако керамические изделия, полностью созданные вручную, тоже имеются. Они, как правило, имеют неровности, переливы, и от этого приобретают свою индивидуальность.

«В будущем мы хотим создать чисто бурятскую форму посуды, - рассказывает Мотрена Антонова. - Например, бурятский чайник с национальным орнаментом. Правда, это очень дорогое удовольствие. А в Бурятии к керамике еще не привыкли. Если бронзу еще понимают и готовы достойно оплатить этот труд, то в керамике есть определенный ценовой потолок».

После того, как «Домбо» встанет на ноги, Мотрена Антонова планирует заняться творчеством и продолжит создавать авторские изделия:

«Необязательно это будет посуда. Возможно, скульптуры, все что угодно. В этом плане керамика очень гибкая, ее можно использовать по-разному».

Соня Матвеева, «Номер один»
Фото: Аюна Доржиева

Официальный источник



Понравилось? Поделитесь!

Комментарии (0)