Возвращение к лучшему - в сложном искусстве керамики


Наше знакомство с мастерской известного, талантливого художника-керамиста, скульптора, писателя, доцента МГУКИ Александра Ивановича Поверина состоялось 26 января 2017г. Нам (сотруднику НП «Палата народных промыслов и ремесел», Наталье Кузнецовой и Инге Янышевой, сотруднику ООО «Керамика Гжели») посчастливилось побывать в удивительном, прекрасном, уникальном мире Мастерской художников, для которых глина является не просто материалом для работы, но и вдохновляющим соавтором.

Настоящий, уютный, красивый дом-мастерская. Атмосфера творчества, поиска. Обмен мнениями, опытом, и вечное стремление творить в диалоге с глиной. В мастерской Александра Поверина в Нахабино, Московской области, все пространство для занятий распределено таким образом, чтобы ученики могли слышать и внимать педагога: вдоль стен у окон расположены гончарные круги от самого простого ножного (педального), на которых работали еще наши предки, до самых современных с электрическим приводом.

В центре мастерской расположен массивный стол, заполненный инструментами для работы с глиной и декорирования изделий. Подоконники мастерской напоминают своего рода, вернисаж – выставка многочисленных скульптур Александра Поверина, а на столе – работы учеников. В мастерской царит творческая атмосфера, желание учиться и работать.

Мы передали Александру Ивановичу Поверину письмо от Некоммерческого партнерства «Палата народных промыслов и ремесел» с приглашением принять участие в качестве члена жюри во II Открытом фестивале российской керамики «СИННИЦА» и II Чемпионате по гончарному искусству. Мы очень благодарны Александру Ивановичу за положительный отклик на наше предложение.

В беседе с нами, говоря о себе, Художник подчеркнул: «Я не считаю себя только гончаром – жизнь меня занесла, теперь, что называется, отдуваюсь». Александр Поверин – инженер, скульптор по образованию, а с ранних лет увлекается древнерусской культурой, языком, некоторое время работал сценаристом. Время перемен и патриотические настроения привели его к возрождению гончарного искусства. Сейчас большую часть своего времени Александр Поверин посвящает преподаванию. «Каждое время выбирает свои качества, – говорит Александр Иванович, – в одно время была больше востребована профессия, сценариста, поэта, драматурга , в другое – керамиста, писателя, преподавателя».

На вопрос о причинах своего выбора в пользу керамики, Александр Иванович ответил: «Наше поколение, при всех недостатков нашего воспитание, все-таки выросло патриотичным, а в 1991 году гончарное искусство в России было практически на нуле, и мысль о возрождении его возникла сама собой». Именно в тот момент Александр Иванович задался вопросом, как именно он может повлиять на возрождение народного искусства? Он чувствовал в себе призвание скульптора не только по образованию, но и по зову сердца. Будущий керамист и подвижник прекрасного искусства, понял, что глина – то, чем он сможет и должен заниматься. И дело пошло. Художник со своими коллегами арендовал помещение, мастерскую, в которой они создавали посуду, интерьерные вещи. «Заказы были, - вспоминает он, – порой, даже большие заказы, которые помогали спасаться от монотонности». Художнику предстояло понять и самостоятельно пройти свой Путь. Выбрать свою нишу.

Сейчас, по прошествии времени, будучи, выдающимся художником, Александр Иванович может с легкостью определить качество керамического изделия. «Сейчас у меня уже видимо выработался своеобразный абсолютный слух на форму, – говорит он, – ведь сегодня то, что нам предлагает торговая сеть, оставляет желать лучшего. Конечно, сейчас на рынке представлено много подделок, которые народ покупает, но это, к сожалению, по большей части не есть гончарное искусство. «Настоящий художник помимо того, что он должен создавать совершенные произведения искусства, он еще должен формировать вокруг себя гармоничную художественную среду, как, впрочем, и любой человек, нельзя потакать невежеству». Чехов говорил: «...вот умрет Л.Н. Толстой и все пойдет прахом –- так и вышло.» – С сожалением признает Александр Поверин. Художник поделился с нами своими мыслями о судьбах Российской культуры, ее литературе, выдающихся произведениях, роли авторов в формировании уникальной и достойной перспективы культурной среды. Много говорили об образовании и подготовке художников, гончаров.

«К сожалению, гончарных вузов в России нет. Студентам приходится самостоятельно искать свой путь методом проб и ошибок. Уровень мышления, как важная составляющая в области искусства, зависит от мировоззрения. Мало знающий народ, ограниченность – порождает ущербность.» Благодаря пониманию всего этого и давно созревшему решению, возникло желание открыть гончарную школу, в которой уже долгое время любой желающий может освоить искусство керамики. Написание целого ряда книг, посвященных керамической теме, – тоже стало возможным, благодаря желанию помочь великому искусству, стоявшему у истоков культуры цивилизации, формировавшему основы народного искусства: книга «Гончарное дело. Чернолощеная керамика», книга «Гончарное дело: Энциклопедия. Техника, Приемы. Изделия» (Поверин Александр).

К счастью, Александр Поверин нашел поддержку своей инициативе в лице торгово-производственного предприятия ООО «КЕРАМИКА ГЖЕЛИ». Вышли в свет книги: Книга Алгебра гармонии. Поверин А. И., и последняя книга «Глиняная игрушка» (скоро в продаже). Все его книги можно купить на сайте КЕРАМИКА ГЖЕЛИ. Все эти талантливо написанные и красочно иллюстрированные издания неизменно пользуются спросом у всех, кто интересуется керамической темой и хотел бы реализовать себя в творчестве. Кроме того, благодаря незаурядному литературному таланту автора, в книгах Александра Поверина каждый может почерпнуть важное, полезное, значимое для себя в плане расширения кругозора, знакомства с традициями мировой культуры, народного искусства России.

Сколько историй в одной беседе с художником! Одна из них заставляет вспомнить 90-е годы, когда люди почти отвыкли от искусства.

«Ведь, все 90-е годы, очень многие люди были растеряны, трудно было сориентироваться в новой политической и, главное, экономической ситуации», – говорит художник. С какой-то горечью он вспоминает популярное в то время слово «патриот», произносимые явно с негативным оттенком, и задается вопросом – откуда могло возникнуть такое понятие. И тут же добавляет: «Народ – понятие очень сложное и это далеко не толпа! – Народ должен быть патриотически настроенным, образованным, развитым, любящим». В России большое количество музеев, которые ежедневно открывают свои двери для посетителей, с этого и стоит начать великое культурное Просвещение.

Говоря о художниках, Александр Поверин вспомнил слова Бродского: «Людям нужен всего лишь один поэт на сто лет». Ведь, все не могут быть Чеховыми и Толстыми». Так большинство выпускников художественных вузов, не найдя себя в искусстве, покидают эту сферу в поисках большей востребованности. «Второго Толстого, Рафаэля, Микеланджел... - не будет, – утверждает Александр Иванович. – Такие люди рождаются один раз за все существование планеты».

В беседе с нами, Александр Иванович, особо коснулся тонкой и сложной темы оценки мастера. По его мнению, оценить по достоинству мастера может только мастер. Здесь наш собеседник приводит аналогии из классической русской литературы «От мастера к мастеру» - как, например, произошло между А.С. Пушкином и Н.В. Гоголем. Общение Н.В. Гоголя с А.С. Пушкиным сделало Гоголя – Гоголем, – должна быть преемственность» – уточняет Поверин.

Прежде чем убедиться в правильности своего выбора, Александр Иванович обратился со своей статьей о «Слове о Полку Игореве» к одному из лучших литературоведов того времени В. В. Кожинову. На что тот, в свою очередь, ответил приглашением Александра Поверина в Институт русского и языка литературы, сказав следующее: «Я думал, что уже больше в своей жизни не прочту ничего хорошего о «Слове о полку Игореве». Данная оценка творческой литературной работы, сыграла, по сути, судьбоносную роль и позволила двигаться дальше.

«Только настоящий мастер своего дела может оценить ваши возможности» – уточняет Александр Иванович.

Особо коснулись в беседе темы роли Личности в искусстве. Чтобы понять драму Творческой Личности, достаточно заглянуть в прошлое, ведь, многие известные сегодня гении при жизни не были признанными. Достаточно вспомнить А. П. Чехова, автора множества выдающихся произведений, который был не самым известным и успешным писателем при жизни; Н.В. Гоголя, автора «Ревизора», которого тоже народ не успел узнать по- настоящему при его жизни; А.С. Пушкина, который только в свои 34 года почувствовал славу, когда услышал как мужики в кабаке рассказывали, как пишет стихи Пушкин – «махнет стакан водки и за работу». Только Л.Н. Толстой, прожив долгую жизнь, стал знаменит при жизни. Произведение «Война и мир» и сегодня является одним из самых популярных в мире.

О профессии педагога Александр Иванович говорит с улыбкой. Его пригласили преподавать в тот момент, когда эта профессия была низко оплачиваемой. «Профессия педагога – самая сложная профессия. Ты должен отвечать за людей, которых учишь, а значит отдавать им все самое сокровенное. А, главное, отдавать свое время, а значит, отдавать свою жизнь. Это не каждому по силам». И как важно и ценно для педагога увидеть в учениках талант, способствовать его развитию, радоваться достижениям тех, кого учишь искусству.»

Одним из направлений творчества Художник выбрал для себя возрождение со студентами технологии изготовления гончарной древнегреческой керамики и в частности, возрождению технологии использования краснофигурной и чернофигурной керамики с использованием, так называемого, черного древнегреческого лака. Важным акцентом беседы стал рассказ о новой книге Александра Ивановича Поверина, посвященной возрождению и истории традиций глиняной игрушки. Этот серьезный и масштабный труд посвящен одной из важнейших сторон керамического искусства, представленного в удивительном жанре, известном на протяжении столетий. Да и сейчас: «При обжиге, в печи всегда много пустого пространства между крупными изделиями. У гончара, керамиста всегда есть возможность заполнить это пространство глиняной игрушкой...» Для нее всегда найдется место не только в печи, но и в сердце, и в душе. Издание новой книги стало возможным благодаря поддержке ООО «КЕРАМИКА ГЖЕЛИ» и лично ее Генерального директора Сергея Александровича Акентьева.

Александр Иванович охотно поделился своими впечатлениями о недавней поездке в Италию. Вот уже несколько лет художник возит группы студентов в один из всемирно известных центров керамики – в город Фаэнцу, родину итальянского фаянса. Знакомит их с керамикой Италии, с музеями, мастерскими керамистов, культурой итальянского народа.

А совсем недавно, художник перевел стихотворения итальянской поэтессы Моники Гуэрра на русский язык. И вот на одном из поэтических вечеров, присутствовавшая на вечере преподавательница русского языка Болонского университете сделала переводчику комплимент: «Стихотворения Моники на русском языке звучали красивее», – сказала она, на что Александр Поверин ответил: «Что в этом виноват Его Величество русский язык».

Сравнивая культуру Италии и России, художник говорил о культурном богатстве, уникальности обеих стран. Особое значение Александр Иванович Поверин придал возрождению народной культуры, которая сегодня нуждается в особом внимании и не только народа, но и государства.

«К России нужно относиться с особым чувством, – вспоминает он слова Президента Франции Шарля де Голля,Россия это не Европа и не Азия – Россия – это Россия».

Все возрождается и народные художественные промыслы не являются исключением, по мнению Александра Поверина. Безусловно, это стоит немалых усилий и времени. «Нужно любить свою культуру – говорит Александр Иванович, – и все делать для ее развития».

Конечно, одним из самых волнительных для нас вопросов о народном художественном промысле был вопрос возрождения Гжельской росписи, не только сине-белой, какой многие ее привыкли знать и воспринимать, а Гжельской полихромной майолики. Художник считает, что ее возрождение зависит от мастеров, работающих в этой технике, таких как Сергей Никулин, Валентина Чепрасова, Олег Тюленев. Они из тех немногих мастеров, которые продолжают следовать традициям полихромной майолики.

А говоря о знаменитой Гжельской росписи, Александр Поверин добавляет: «Наборный мазок Гжели – им владеют только в России! В Европе много росписи, но такой нет. Большинство техник плоские, создаются через трафарет. Гжельская роспись – это живопись. К примеру, основам итальянской росписи можно обучиться за неделю, а гжельской – нужно учиться пять лет».

В завершении нашей встречи Александр Иванович провел нас в свой салон, в котором бережно хранит свои лучшие работы. Большая часть работ представлена в технике чернолощеной керамики. Большое количество форм выполнено в соответствии с традициями керамики XVII века: кухли, щанки, кубышки, кумганы, кувшины, крынки, корчаги, горшки и многие, многие другие.

Здесь непременно стоит побывать! Увидеть Чудо керамики во всех ее лучших традициях, с изюминкой автора, прикоснуться к теплой обожжённой огнем и согретой сердцем Художника, глине.

Мы сердечно БЛАГОДАРИМ Александра Ивановича Поверина за оказанное гостеприимство, содержательный рассказ о своем творчестве, мастерской, планах на будущее, перспективных проектах.

Фотоотчет

Инга Янышева,
Влада Мартемьянова
под редакцией А.И.Поверина

Понравилось? Поделитесь!

Комментарии (0)