Воспитание любви

 

К национальной культуре, ее истокам, народному искусству, являющемуся Достоянием России, составляющему неотъемлемую часть сокровищницы мировой культуры. Начинается такое воспитание с первых дней жизни, когда закладывается в человеке основа его Личности, система ценностей, отношение к окружающему миру, своей малой Родине,- частицы Родины Великой.

НП «Палата народных промыслов и ремесел» продолжает серию публикаций по итогам вебинара, посвященного вопросам интеграции народных художественных промыслов в туризм. Организаторами вебинара выступила торгово-промышленная палата РФ, Минпром, при активной поддержке Ассоциации НХП России и Российского государственного института туризма и сервиса. Подробнее о целях и задачах вебинара, спектре обсужденных вопросов и итогах мероприятия, мы рассказали в своей публикации.

В этой статье мы решили познакомить вас, друзья, с разработанной Ассоциацией НХП России (НП «Палата народных промыслов и ремесел» является партнером Ассоциации) образовательной программой «Азбука народной культуры». О том, как идеи, в нее заложенные, перекликаются с концепцией непрерывного образования, успешно реализуемой образовательными учреждениями Гжельского региона.

Выступая перед аудиторией вебинара, Председатель правления Ассоциации НХП России, Геннадий Александрович Дрожжин подчеркнул : «Россия- одна из немногих стран мира, сумевших достаточно полно сохранить народные художественные промыслы- неотъемлемую часть отечественного и мирового культурного наследия. Это наследие мы обязаны сохранить и бережно передать нашим детям. В настоящее время дети в основном учатся на импортных игрушках, часто не имеющих за собой никаких культурных ценностей, а иногда даже несущих в себе разрушительные для детской психики образы. Выход из этого кризиса видится в возвращении к фундаментальным ценностям национальной культуры, творимой народом в процессе жизнеустройства и созидательного труда, в обучении детей народной культуре по программе непрерывного образования в Классах Народных Художественных промыслов России в школах и детских садах.»

Отсутствие уважения к культуре своей страны часто является результатом элементарного невежества и нежелания узнавать, открывать для себя что-то новое, интересное, духовной бедности и интеллектуальной лени.

Кроме того, проект «Азбука народной культуры» призван решить еще одну жизненно важную для развития народных художественных промыслов задачу. Помимо непосредственно образования и воспитания, существует более прагматичная цель: с помощью обучения формировать потребителя изделий НХП, понимающего их ценность, уважительно относящегося к труду мастеров, знающего специфику ручного труда, техники создания таких произведений. То есть, другими словами, создавать, выращивать и развивать устойчивый потребительский спрос на изделия мастеров НХП, способствовать приходу в отрасль талантливой и мотивированной к труду молодежи.

Проект «Азбука народной культуры», презентация которого прошла в рамках международной выставки «Ладья- зимняя сказка 2016», предполагает:

  • Модернизацию системы образования путем внедрения образовательной программы по художественно-эстетическому воспитанию детей посредством приобщения их к народно-художественному искусству и работающей на принципах патриотизма, уважения к народной культуре. Объединение различных национальностей, проживающих в России вокруг темы народного творчества, традиций национальной культуры.
  • Создание в каждом образовательном учреждении современной инфраструктуры, а именно, Классов Народных Художественных Промыслов России», экспозиция которых будет представлена подлинными предметами культуры, что позволит создать благоприятную среду для развития и воспитания творческой личности, а в дальнейшем гармоничного человека с определенной гражданской позицией.
  • Формирование у детей культурного базиса на основе нравственных ценностей, традиций, быта и национального искусства родного народа посредством объединения правильно подобранной педагогической модели художественно-эстетического воспитания детей и высокохудожественного окружения(восприятие-исполнительное-творчество), воплощающей в себе основные жизненные ценности и культуру народа
  • Объединение усилий государства и общества в целях сохранения промыслов России, через духовное возрождение и сохранение многовековых традиций народного искусства
  • Создание доброжелательной и развивающей среды (Класса народных художественных промыслов России), отвечающей разнообразным интересам и творческим возможностям современных детей, от которой зависит здоровье подрастающего поколения, его духовная целостность, знания многонациональной народной культуры, сохранение исторических традиций.

(Подробнее об авторах Программы «Азбука народной культуры», ее презентации и о проведенных в ее мероприятиях на сайте www.nkhp.ru).

Идея образования через всю жизнь, актуальность этой проблемы, многосторонность ее вопросов и многогранность ее аспектов легли в основу Концепции непрерывного образования, которая уже на протяжении многих лет активно и успешно реализуется в образовательных учреждениях Гжельского региона. Говорят, что Гжельцы рождаются с кисточкой в руках. Регион традиционного бытования народного художественного промысла Гжель испокон веков славился своими талантами, а традиции преемственности творчества и мастерства живут и бережно хранятся во Гжели. В 80-е годы прошлого века благодаря усилиям Генерального директора ЗАО «Объединение Гжель», Героя социалистического труда, Виктора Михайловича Логинова, эта концепция получила научное обоснование и мощный импульс развития в виде комплексных программ многоступенчатого профессионального обучения от дошкольного учреждения до ВУЗа и предприятия.
Вопросам преемственности содержания непрерывного образования молодежи региона народного художественного промысла Гжель была посвящена диссертация (1994 гшод) Аллы Александровны Андреевой, преподавателя ГГХПИ. Было предпринято и осуществлено фундаментальное исследование, задачами которого были:

  • Выявить возможности региона народного художественного промысла в осуществлении преемственности содержания непрерывного образования
  • Разработать принципы, условия и механизм осуществления преемственности содержания непрерывного образования в конкретном регионе
  • Опытно-экспериментально подтвердить эффективность модели преемственности содержания непрерывного образования молодежи в регионе народного художественного промысла.

Успех реализации концепции в рамках комплексной программы напрямую ЗАВИСИТ от:

  • Интеграции образовательно- воспитательных социально-производственных сфер региона
  • Выделения специфического регионального ядра содержания образования
  • Оптимизации потребностей в личностном развитии и социально-профессиональном продвижении с детских лет в рамках необходимой профессиональной структуры кадров на перспективу
  • Опоры на духовно-нравственный и социальный опыт(ценности, идеалы, традиции, знания и умения), составляющие основу народного художественного промысла.

Знакомство с азами мастерства работы с глиной, особенностями гжельского мазка в росписи майолики и сине-белого традиционного гжельского орнамента,- начинается еще на занятиях по декоративно-прикладному искусству в дошкольных учреждениях Гжели, Прогимназии №48. Все Гжельские средние общеобразовательные школы, имеют специально оборудованные классы-мастерские, где учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками творчества. В каждой школе есть краеведческий музей, где учащиеся под руководством педагогов не только ведут краеведческую работу, но и проводят экскурсии, таким образом, учебное заведение становится культурно-образовательным центром, объектом туризма. Проектная работа в гжельских школах также является серьезным инструментом практической реализации концепции непрерывного образования. Речицкая СОШ, Гжельская СОШ, Гжельский государственный университет являются партнерами НП «Палата народных промыслов и ремесел», Партнерство, в свою очередь, осуществляет активную поддержку проектов образовательных учреждений, направленных на сохранение культурно-исторического наследия, традиций региона традиционного бытования народного художественного промысла Гжель.

Огромной, кропотливой работе Гжельского образовательно-воспитательного Сообщества, представленного педагогическими коллективами детских садов и школ, Прогимназии №48, Гжельского государственного университета, а также учащимися и их родителями, конкретным примерам поддержки , которую они получают со стороны НП "Палата народных промыслов и ремесел", посвящен целый ряд публикаций на сайте www.palata-npr.ru:

НП "Палата народных промыслов и ремесел", выступая в качестве партнера, спонсора, соорганизатора и учредителя многих мероприятий и проектов образовательных учреждений Гжели и Раменского района Подмосковья, является не только координатором эффективного взаимодействия между звеньями системы непрерывного образования, но и сама по себе становится важной и значимой частью этой цепочки. Будучи партнером Всероосийской Ассоциации народных художественных промыслов, НП «ПНПР» готова содействовать успешной реализации программы «Азбука народной культуры» в рамках ее интеграции в систему образования в России. Только объединение усилий и слаженное взаимодействие способно реализовать намеченные цели и задачи, в основе которых,- продвижение промыслов, процветание регионов, за счет привлечения туристического спроса и формирования инфраструктуры туризма, увеличение показателей экономической эффективности отрасли НХП, достойная жизнь граждан России, сохранение ее традиций, национальной Культуры.

Влада Мартемьянова,
© Пресс-центр НП "Палата народных промыслов и ремесел"

 

Понравилось? Поделитесь!

Комментарии (0)