Сделайте Ваш заказ

Поддержка малого и среднего бизнеса не может быть драйвером выхода экономики из кризиса

- Акцент на малое и среднее предпринимательство в Антикризисном плане я считаю излишним и не отвечающим задачам структурного реформирования экономики, - заявил председатель Исполнительного комитета Российского союза налогоплательщиков, член Общественной палаты РФ Артем Кирьянов. В интервью РИА «Регионы Онлайн» он проанализировал Антикризисный план Правительства РФ с точки зрения налоговой сферы.

- Прежде всего, хотелось бы отметить, что большинство налоговых льгот касается малого и среднего бизнеса. Также существенным является раздел мероприятий, направленных на стабилизацию банковской системы путем предоставления дополнительных средств в целях докапитализации банков.

Серьезное внимание в Антикризисном плане уделено вопросам малого и среднего бизнеса. Принципиально полагая, что деятельность этого сектора носит поддерживающий для экономики характер и не может быть драйвером выхода экономики из кризисной ситуации, в целом считаю акцент на малое и среднее предпринимательство излишним и не отвечающим задачам структурного реформирования экономики. Вместе с тем, эффективность поддержки данного сектора экономики в рамках Антикризисного плана также вызывает сомнения.

Во-первых, государство предложило снизить в шесть раз ставку налога, уплачиваемого на так называемой «упрощенке» (п. 26 Перечня первоочередных мероприятий, утв. Антикризисным планом). Но это изменение затронет только тех «упрощенцев», для которых объектом налогообложения являются доходы. Ставка «упрощенного» налога для них может быть уменьшена с действующих 6 до 1% (п. 1 ст. 346.20 НК РФ).

Для того чтобы эта мера заработала и ставка налога на УСН была снижена, данное решение должно быть принято не на федеральном уровне, ее смогут уменьшить региональные власти. Для этого им будет предоставлено такое право. Полагаю, не все регионы пойдут на снижение ставки «упрощенного» налога.

Организациям и предпринимателям, которым смогут воспользоваться снижением ставки «упрощенного» налога, следует учитывать, что с выплат работникам, а предпринимателям за себя, по-прежнему необходимо уплачивать страховые взносы во внебюджетные фонды. Снижение страховых взносов Антикризисным планом не предусмотрено, но было бы реально действенной мерой поддержки МСБ.

Во-вторых, еще один налог, ставку которого Правительство РФ предлагает снизить в рамках антикризисных мер, - это ЕНВД. По нему уменьшение будет не столь существенным, как по УСН. ЕНВД могут снизить в два раза - с действующих 15 до 7,5% (п. 30 Перечня первоочередных мероприятий).

Опять же речь идет о праве, а не об обязанности регионов уменьшить ставку ЕНВД в два раза. Поэтому пока непонятно, в каких субъектах РФ ставку налога все-таки снизят.

Представляется значимым проведение разъяснительной работы с региональными властями со стороны федерального центра о необходимости принятия соответствующих законов субъектов федерации.

В-третьих, в рамках антикризисных мер запланировано введение льготной ставки НДС в размере 10% для внутрироссийских авиаперевозок и пригородного железнодорожного сообщения (п. 51 Перечня первоочередных мероприятий).

В настоящее время эти виды перевозок облагаются НДС по общей ставке 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ).

По планам Правительства РФ льготная ставка НДС в отношении внутренних авиаперевозок и пригородного железнодорожного сообщения будет действовать в течение двух лет. Можно ожидать, что по результатам ее применения, а также в зависимости от экономической ситуации льготный период могут продлить.

Считаю, что от снижения НДС выиграют как авиа- и железнодорожные перевозчики, так и граждане, которые пользуются их услугами. Для пассажиров на разницу в ставках НДС должны снизиться железнодорожные тарифы. Там, где тарифы не устанавливаются (по авиаперевозкам), все равно можно надеяться, что авиаперевозчики снизят цены на внутренних направлениях. Или хотя бы не будут их повышать в текущем году.

В-четвертых, антикризисным планом предложено увеличить в два раза лимит выручки для отнесения компаний к малому или среднему бизнесу (п. 23 Перечня первоочередных мероприятий). Планируется, что предельный размер выручки вырастет (п. 1 Постановления Правительства РФ от 09.02.2013 N 101): для микропредприятий - с 60 млн до 120 млн руб.; для малых предприятий - с 400 млн до 800 млн руб.; для средних предприятий - с 1 млрд до 2 млрд руб.

Переход в категорию малых предприятий позволит вести бухучет упрощенным способом.

Еще один момент - налоговые каникулы позволяют вновь зарегистрированным предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения или патентную систему налогообложения, в течение первых двух лет с момента регистрации воспользоваться нулевой налоговой ставкой. То есть они могут не платить «упрощенный» налог или не оплачивать стоимость патента. Это возможно опять же, только если региональные власти приняли соответствующий закон (п. 4 ст. 346.20 и п. 3 ст. 346.50 НК РФ).

Кроме того, государство планирует ввести так называемый патент для самозанятых граждан (п. 29 Перечня первоочередных мероприятий). Это должно упростить порядок работы предпринимателей, не имеющих наемных работников, и снизить неформальную занятость в сфере малого предпринимательства.

Основным преимуществом нового спецрежима станет простота его применения. Недостатком же является то, что действие патентной системы для самозанятых граждан не распространяется на платежи во внебюджетные фонды.

В дополнение к мерам Антикризисного плана в части расширения налогооблагаемой базы представляется целесообразным введение акцизов на так называемую категорию «вредных» продуктов, к которым могут быть отнесены пальмовое масло, сахаросодержащие газированные напитки, чипсы. По этой категории продуктов введение акцизов не вызовет сокращения производства на «растущем тренде», то есть не будет уменьшения количества занятых сотрудников и ликвидации предприятий. Однако, необходимо понимать, что, в частности, для замены в технологическом процессе пальмового масла продуктами качественно иного уровня ставка акциза должна быть заградительной – в данном случае, не менее 50 процентов. По оценкам экспертов, бюджет получит доход от нескольких десятков до сотен миллиардов.

Формирование бюджета неразрывно связано с вопросами налогового администрирования, эффективность которого весьма высока на протяжении ряда лет. Введение системы АСК НДС-2 позволило сделать качественный прорыв в деле борьбы с уклонением от налогов, обналичиванием финансовых средств, использованием фирм-однодневок. Внедрение принципиально новой системы контрольно-кассовой техники позволит в значительной степени контролировать финансовые потоки в розничной торговле, сделав возможной также защиту прав граждан при совершении покупок в режиме он-лайн. Усилия в сфере кадастрового учета недвижимости также показывают свою эффективность. Необходимо обеспечить дальнейшую реализацию политики сужения возможностей уклонения от налогов со стороны недобросовестных субъектов предпринимательства, усилить работу с населением по вопросам финансовой грамотности и разъяснению текушей экономической ситуации.
 
Беседовала Дарья Панкратова

Официальный источник

Понравилось? Поделитесь!

Комментарии (0)