Цвет Гжели

Мне хочется написать о том, что вошло в мою жизнь, также как вошло в жизнь многих людей, целых поколений, для которых понятие и образ - Гжельский цветок, -совсем не абстракция.

автор Ирина Коршунова

Да, Очевидная, чувственная и внутренне очень теплая гармония сине-белой гаммы, стала откровением для человека задолго до появления во Гжели народного художественного промысла. Изумительная и утонченная роспись по фарфору в этом цветовом сочетании представлена в древней китайской традиции. Европейская школа, - голландские, немецкие, французские мастера создали свою уникальную технику росписи, где орнаментальный язык формирует свое сообщение в сине-белом дуализме, доверяя его фарфору.

Если посмотреть на карту Подмосковья, то место, где расположена Гжель,- приходится как раз на сердечную область этого региона России. Именно здесь суждено было родиться Образу Гжельского цветка. Синий цвет УНИКАЛЬНОГО по композиционному построению и технике мазка, орнамента, преображается в росписи в целую симфонию оттеночных нот. От глубокого синего до воздушного, еле уловимого. Гжельский орнамент от простых композиционных сочетаний линий и оттенков, расположения элементов, в процессе своего развития прошел несколько стадий и по сей день находится в процессе постоянной эволюции. Ведь, каждый мастер, осваивая фундаментальные основы мастерства народного художественного промысла Гжель, привносит в него свой мазок, стиль, штрих, идею. Формы, внутреннюю логику, как бы свой диалект орнамента. Абсолютно индивидуальный, хотя и живущий в традициях промысла.

История промысла драматична поскольку неотделима от истории России, ведь Гжель- ее капля. Пережила Гжель и взлеты и упадок. Период становления, отхода от исконной цветной майолики к доминирующей теме сине-белой орнаментальной росписи по белоснежному фарфору,- с которым и связаны сегодня все ассоциативные связи всемирно известного бренда Гжель.

Времена меняются. Сегодня, благодаря мастерам, сохраняющим традиции Гжельского народного художественного промысла, государственным, общественным организациям, местным властям, неравнодушным к судьбе региона традиционного бытования народного художественного промысла Гжель, учреждениям прекрасной Гжельской образовательной цепочки- от детского садика до ВУЗа и предприятия, самим Гжельцам,- постепенно оживает тот настоящий Гжельский цветок, который подарил фарфору Гжели Гармонию образа в форме и орнаменте. Возвращается к людям исконный промысел Гжельской майолики, талантливая и целеустремленная молодежь приходит в гончарные мастерские.

Мне бы хотелось проиллюстрировать свое сообщение подборкой прекрасных работ Гжельских мастеров, вложивших душу в Единственный в своем роде Гжельский цветок, посвятивших жизнь промыслу.

Прошу ВАС обратить внимание на фотоколлаж с Выставки «Скульптура мастеров Гжели» из коллекции Сергея Валентиновича Малкина, которая продолжает свою работу в краеведческом музее Ступино. В коллаже представлены фото людей, Гжельцев, жизнь и судьба которых тесно связана с Гжелью, ее становлением, сегодняшним днем, заботами о будущем. Конечно, там не все лица. Но, это и есть ЦВЕТ Гжели!

Влада Мартемьянова
© Пресс-центр НП "Палата народных промыслов и ремесел"

автор И.А. Хазова

автор И.А. Хазова

автор И.А. Хазова

автор И.А. Хазова

автор И.А. Хазова

автор И.А. Хазова

автор И.А. Хазова

автор И.А. Хазова

автор И.А. Хазова

Понравилось? Поделитесь!

Комментарии (0)