Азамат Акматович Асанбаев

Широко известный в России скульптор Азамат Акматович Асанбаев родился в Киргизии, в семье сельских врачей. Родители видели в нём продолжателя своей, так необходимой людям профессии. Но с детских лет его манили горы и долины, сказания и легенды, воспеваемые известными в Иссык-Кульской долине седобородыми акынами. Наверное, именно поэтому, когда настало время выбора, Азамат вопреки воле отца поступил во Фрунзенское художественное училище и в 1976 году блестяще его окончил.

Главным для него всегда было искусство, воспевающее природу и людей, оставивших значительный след в истории. Спектр его возможностей очень широк. Он автор ряда монументальных скульптур из гранита и бронзы, установленных в городах бывших советских республик. Но большее предпочтение он всегда отдавал фарфору. Работая главным художником «Объединения Гжель», он многое сделал в тот период для возрождения традиций старых мастеров и для того, чтобы их произведения заняли достойное место на российских и международных выставках.

Азамат успевал не только руководить производством, но и создавать истинные фарфоровые шедевры. Среди наиболее значимых произведений Азамата Асанбаева — фарфоровый девятиметровый иконостас для храма Ильи Пророка в Красногорском районе Московской области, а также малахитовый сервиз-гарнитур из 62 наименований «Юбилейный», заказанный Кремлём. Скульптурные работы Асанбаева по произведениям А. П. Чехова и Н. В. Гоголя, выставленные в музеях и галереях Москвы, получили восхищённые отзывы искусствоведов, коллег, музейных работников и ценителей художественного фарфора. Многие, наиболее талантливые его творения, отличающиеся оригинальностью, художественной новизной и качеством, отмеченные вниманием специалистов и ценителей фарфора, демонстрировались в залах Московского Кремля, Санкт-Петербурга, во многих городах России и за рубежом — в Париже и Ницце.

Работы Азамата всегда вызывают у зрителей большой интерес и искреннюю похвалу. Дипломы и призы российских и международных выставок за качество и профессионализм, которыми награждён автор, говорят не только о признании его таланта, но и о его постоянном стремлении искать и создавать скульптурные шедевры, воспевающие героев далёкой и близкой истории нашей страны.

В год двухсотлетия Бородинского сражения Азамат Асанбаев создал целую галерею фарфоровых скульптур выдающихся участников Отечественной войны 1812 года. Конные скульптуры русских и французских военачальников мирно соседствовали на выставочных стеллажах, поражая зрителей тонкостью исполнения самых мелких деталей и самобытной индивидуальностью персонажей. Можно сказать — его скульптуры живо и доходчиво говорят на языке самой истории.

Сегодня скульптор Азамат Асанбаев вновь в творческом поиске. У него множество задумок, полёт которых ограничен лишь временем и средствами. Например, знакомство с историей Кавказа, горы и ущелья которого так похожи на вершины и долины Тянь-Шаня, а среди живущих там людей широко известны своими подвигами сказочные батыры и мудрые наставники. Неудивительно, что там, среди древних горских башен и гостеприимных чеченских аилов, у Азамата зародилась мысль создать скульптуру духовного вождя Кавказа — знаменитого Шамиля. Не один год он вынашивал эту мысль, прежде чем его замысел появился в глине. Сегодня читатели журнала могут воочию оценить конную скульптуру легендарного горца, которая достойна возвышаться на площади самого крупного и красивого кавказского города.

Создав очередной шедевр, скульптор не стоит на месте. Преданья старины глубокой снова манят его в глубь российской истории, которая богата не только патриотизмом, но и героизмом русских людей, защищавших своё отечество от внешних врагов. Велик подвиг князя Александра Невского, изгнавшего тевтонцев с земли Русской. Велик и смысл сказанных им слов: «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет!» Сегодня со всех сторон вновь зловеще звучат вражеские трубы, предрекая очередной конец России. Но мы-то знаем, что наша Родина, словно возрождённая из пепла птица Феникс, расцветёт, как и прежде, и станет величайшим на земле государством. А пока мы должны помнить слова нашего великого предка и напоминать их нашим недоброжелателям. Именно поэтому символично сегодня новое творение Азамата Асанбаева — конная скульптура Александра Невского. Пусть российские ненавистники смотрят на этот монумент вспоминают уроки прошлого!

Конечно, печально осознавать то, что все эти и многие другие замыслы скульптора так и остаются в пластилине или глине. Но я верю, что когда-нибудь и у нас в России вновь появятся меценаты, истинные любители монументального искусства, и идеи автора воплотятся в бронзе и граните, радуя взоры наших соотечественников. Помочь талантливому человеку осуществить все его творческие мечты — что может быть достойнее и величественнее в эпоху небывалого роста российского самосознания и истинного патриотизма!

Виктор Носатое, член Союз писателей России
Публикация в журнале «Искусство для всех» №1 2015 (08)

Понравилось? Поделитесь!

Контакты

Адрес: Россия, 140155, Московская обл., Раменский р-н, пос. Электроизолятор
Телефон: +7 (967) 248-94-57
E-mail: azamat_1950@mail.ru
Сайт:

Другие наши партнёры

ООО
ООО "Туристическая фирма "Мир Гжели"

Туристическое агентство.

Полная информация

ООО «Гжельский завод художественной росписи»
ООО «Гжельский завод художественной росписи»

Производство фарфоровых изделий.

Полная информация

Шадров Сергей Владимирович
Шадров Сергей Владимирович

Руководитель ООО «Гжельский завод художественной росписи»

Полная информация