Гжель - всероссийское достояние. ФАЯНС ГЖЕЛИ

Гжельцы освоили производство фаянса в начале XIX в. По существу фаянс — это усовершенствованный полуфаянс. Он создавался из белых пластичных глин, полевого шпата, кварца или песка с добавлением каолина. Имел плотный и тонкий черепок белого или кремового цвета и являлся более дешевым заменителем фарфора. Фаянс Гжели составлял единое целое со всем русским и западноевропейским фаянсом своего времени. В нем уживались западноевропейские стиль и характер с сельскими приемами техники создания формы и росписи.

В силу технической отсталости России, тем более гжельского кустарного производства, он не мог иметь такого художественного и технического совершенства, как в экономически развитой Англии и других странах.


Наибольший успех по выпуску фаянса относится к 30-м годам XIX в., когда свыше 30 фабрик выпускали фаянсовую посуду, чему способствовала правительственная политика того периода по ограничению его ввоза в страну. Поэтому значительное количество населения России познакомилось с фаянсом благодаря гжельским умельцам.

В основном, посуда делалась для домашнего обихода и для трактиров, куда она отправлялась в больших количествах. Наряду с мелкими предприятиями в XIX в. в Гжели уже действовали известные фабриканты, имевшие более крупные и лучше других оснащенные предприятия. Это Фомины, Тереховы, Киселев, братья Нововы, Жадины, Рачкины, Гулины и др. Кроме столовой штучной посуды, изготовлялась сервизная, рассчитанная на большие приемы у богатых людей. Например, так называемый «полный» сервиз состоял из 238, «большой комплект» — из 184, «средний» — из 172 предметов. Делали и «малый комплект», куда входили суповые чаши, сахарницы, соусники, блюда трех величин, масленки, горчичницы, салатницы, тарелки разных размеров.

Гжельская керамика

Формой и декором посуда гжельцев частично отвечала господствующему тогда в искусстве направлению — стилю ампир. Суповые чаши, имеющие выпуклые крышки и поставленные на ножки, торжественно смотрелись на столе. Декор выполнялся вручную, кистями, кобальтовой или цветными красками, однако к середине века ведущей, в силу ее дешевизны, стала переводная печать, как на фаянсе заводов Европы. Гжельские мастера создавали гравировальные доски, с которых печатался рисунок. На кремовом или белом фоне фаянса размещали пейзажи, оставляя непокрытое пространство между каймой и рисунком. Это создавало опять-таки собственное видение рисунка. В отличие от кистевой росписи, детализированный монохромный переводной рисунок в изготовлении был более простым, так как с одной гравировальной доски можно было сделать на изделиях до ста оттисков. Этот способ широко использовался в производстве. Применялись самые разные темы рисунков: фантастические пейзажи, военные сценки и др.

Фаянсовые изделия в технике печати оформлялись черной, реже зеленой, синей или голубой красками. Пейзажи были заселены разными домами, фигурками людей. Рисунки заимствовались чаще всего с английского фаянса, гравюр, журнальных и газетных картинок. Однако и они выполнялись местными граверами в разных вариантах. Широко применялись рельефные украшения, в том числе так называемый бус. Толчком к обновлению рисунков явились события Крымской войны 1853-1856 гг., когда множество изделий выпускались с тематикой конкретных ее эпизодов. Их изготовляли на фабриках Жадиных, Гулина, Кузнецовых.

В деле получения тонкого фаянса в Гжели, совершенствования его технологии и организации производственного процесса выдающаяся роль в течение трех десятилетий принадлежала крестьянину села Речицы Афанасию Леонтьевичу Киселеву. Он работал на фабрике Тереховых, стал их компаньоном, а позже создал свое отдельное заведение. Он потратил целое десятилетие, чтобы освоить технологию и роспись тонкого фаянса, который не уступал лучшим российским фабрикам, и единственный из Гжели представлял ее искусство на Всероссийских промышленных выставках. Наибольший успех относится к 30-40-м годам XIX в. Он освоил сам и научил своих рабочих всем видам художественной росписи: кистевой живописи, технике переводной печати, цветных поливов, рельефу, сочетанию цветных масс и цветных рельефов, люстру — покрытию солями металлов, придающих изделиям металлический блеск под золото, медь, серебро, а также под перламутр.

В 1831 г., после участия в первой выставке, Тереховы и Киселев по распоряжению Николая I получили нарядные кафтаны. Награда давалась им «за усовершенствование выделки фаянсовой посуды и в поощрение прочих удельных крестьян Гжельского приказа к распространению сей посуды в улучшенном виде».

Через год Федор и Петр Тереховы и самородок-исследователь Афанасий Киселев были награждены серебряными медалями с надписями «За полезное», в 1834 г. — малыми золотыми медалями, в 1843 г. удостоились публичной похвалы. С их фабрикой был связан общий расцвет Гжельского фаянса, т.к. другие производители Гжели использовали их изделия в качестве образцов. Большие успехи в производстве фаянса были достигнуты на фабриках братьев Нововых, Рачкиных, Жадиных, Барми¬ных, Самсоновых, Гулиных, Кузнецовых, Храпуновых, Авечкиных и других в селе Речицы, деревнях Кузяево и Фрязино.

Искусство гжельского фаянса отмечено интересными технологическими находками, среди которых освоение в середине XIX в. высококачественной разновидности фаянса, который в силу его свойств использовался для изготовления особо тонкой посуды. Он применялся на заводе Барминых в деревне Фрязино и ряде предприятий деревни Кузяево.

В сохранившемся голубом сервизе Барминых сочетается выразительная разработка формы стойко исполненной пейзажной живописью, которая дополняется сочностью росписи.

Сервиз является образцом больших творческих возможностей гжельских художников, умело разрабатывавших принцип профессиональной художественной культуры.

В 60-х годах XIX в. в Гжели началось сокращение выпуска, а с 70-х годов производство в значительной степени было монополизировано Кузнецовыми.

М.Г. Аверьянова, книга "Синеокая Гжель",
г. Раменское 2014 г.

Понравилось? Поделитесь!