История Раменского района

РАМЕНСКОЕ. ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ



Фабричное училище (ныне здание школы №4). 1900 г.

Фабричное училище (ныне здание школы №4). 1900 г.

Сегодняшним жителям города Раменское и его гостям, любующимся благоустроенной территорией, возможно, неизвестно, что в середине XVII века в селе Новотроицкое, позднее Раменское, Бронницкого уезда проживало 334 человека. Тогда местность представляла собой дремучий лес с небольшим погостом и деревянной церковью во имя Святых Бориса и Глеба.

Из архивных документов за 1869 год известно, что в селе "волостное правление находится внутри селения, две церкви при озере: во имя Святой Троицы и Бориса и Глеба. Одна лечебница от Бронницкой земской управы. Пять лавок, один постоялый двор и два трактира. население: мужчин -223, женщин 243, дворов - 67". Одна лечебница от Бронницкой земской управы. Пять лавок, один постоялый двор и два трактира. Население: мужчин – 223, женщин -243, дворов – 67». Главными промыслами селян являлись луговой, речной, ткацкий, кустарный, извозный и фабричный.

Спустя 28 лет (в 1897 году) в селе проживало уже – 8 502 человека. В это время Раменское делится на характерные по социальному положению слои населения: князь, купцы, священники, администрация фабрики, рабочие и местные крестьяне.

На столь стремительное увеличение численности населенного пункта повлияло строительство двух способствующих формированию и дальнейшему успешному экономическому развитию данной местности объектов – ткацкой фабрики и железной дороги.

В истории Раменского района и фабрики, и железная дорога не могут рассматриваться отдельно. Это целостная, слаженная, взаимодействующая система: наличие фабрики способствовало строительству в этой местности железной дороги, а появление железнодорожного транспорта обеспечивало стабильность и расширение территории.

Началом периода глобальных преобразований небольшого села послужило возведение на берегу Борисоглебского озера барской усадьбы и строительство в 1828 году бумаготкацкой фабрики. По обоюдному согласию владельцев Голицыных одноэтажное деревянное здание позднее сдается в аренду купцу Павлу Семеновичу Малютину, сумевшему через несколько лет создать мануфактуру промышленного и торгового товарищества «П.С.Малютина сыновья». На арендованной фабрике в 1843 году трудилось 358 человек, годовой доход составлял 142800 рублей.

В 1897 году жителей фабричного двора было 6885 человек. Увеличению доходов мануфактуры, рост производства и численности рабочих способствовали следующие обстоятельства: отмена крепостного права, деловые и человеческие качества владельца, как заботливого хозяина, внедрение новых станков английского производства. Но самым важным и многозначительным фактором развития фабрики стало открытие в 1862 году железнодорожного движения.

Раменский вокзал. 1911г.

Раменский вокзал. 1911г.

До этого вся перевозка фабричной продукции осуществлялась два раза в неделю гужевом транспорте крестьянином Дорофеем Макаровым и его пятью сыновьями, содержащими около 40 лошадей, и выглядела следующим образом: в Москву отправляли пряжу по 15 копеек ассигнациями, а собираясь в обратный путь, грузили хлопок (по той же цене)), который в Москву попадал с Нижегородской ярмарки по Москве-реке.

Столь долгое путешествие являлось не только дорогостоящим, но и существенно влияло на качество производимого товара и его сбыт.
С появлением железной дороги поблизости от мануфактуры ситуация кардинально изменилась, логично завершившись проведением в 1868 году железнодорожной ветки для удобства транспортировки от станции Раменское до фабричного двора, на территории которого была построена своя сеть подъездных путей с паровозным депо на два стойла.

Увеличение товарооборота, получение весомой прибыли, способствовало скорейшему расширению фабричных площадей и предоставлению новых рабочих мест.

Благодаря комплексному ведению хозяйства за несколько лет на территории Товарищества появляются каменные фабричные корпуса, корпуса для семейных и холостых рабочих (в период1871-1882гг. шесть корпусов), школа, больница (1870г.), родильный приют (1888г.), хлебопекарня (1870г.), биологическая станция, единственная в Московской губернии.

В 1883 году при Раменской фабрике открывается отделение сберегательной кассы Государственного банка.

Имение Голицына-Прозоровского. Свято-Троицкий собор

Имение Голицына-Прозоровского. Свято-Троицкий собор

Наличие жителей разных сословий, и выгодная перевозка товаров привлекла в село торговых людей. На базарной улице (ныне ул. Ногина) обосновываются торговые ряды купцов Новожиловых, Часоводцевых, Латрыгиных, Гельберт. Открывается магазин «колбасы», булочные, трактиры Мизгеревых, Гасилиных, фирменные магазины И. Ф. Румянцева (в доме Бубнова, ныне на этом месте располагается здание КДЦ «Сатурна»).

Кроме прямого влияния на экономическую ситуацию, и фабрика, и железная дорога коренным образом изменили привычный уклад жизни рамечан, жителей ближайших деревень, облик прилегающих территорий, самобытно отражаясь в местном фольклоре. Известно, что после девяти вечера, чтобы не нарушать закон о вечернем и ночном спокойствии, юноши и девушки убегали гулять на вал железной дороги. И сложили следующую частушку:
           Не ходи милый по валу,
           А то с вала свалишься,
           Я с тобою не гуляю,
           А ты мною хвалишься.

Возникновением многочисленных преобразований послужило следующее известие: строительство в 1860 году через село Раменское железнодорожной магистрали по направлению к Рязани и возведению в том же году первой железнодорожной платформы – дебаркадера. Через два года, 20июля 1862 года, открылось постоянное движение поездов на участке Москва-Коломна. Прилегающие к железной дороге лесные массивы в скором времени привлекли внимание богатых инвесторов, как места, удобные для дачного строительства.

Вот как описывает природу данного района в «Путеводителе по пригоднымъ и дачнымъ местностямъ до станцiи Раменского Московско-Казанской жел. дор. Съ рисунками и планомъ». (Москва, Т-во «ПечатняС.П.Яковлева», Петровка, Салтыковскiй пер., д. Т-ва, №9, 1914) А.Саладин: «Главную растительность здесь представляют хвойные породы, преимущественно сосна. За сосной наиболее распространены –ель и береза. …почва песчаная, сухая… Грязи, даже ненастной осенью, бывает очень немного, только на проезжих дорогах. С другой стороны, не бывает и такой пыли, которая поднимается с черноземной или известняковой почвы. Воздух увлажняется многочисленными речками, озерами и прудами. …Вблизи Удельной, Быково и Раменкого – обширные, заливные луга по берегам реки Москвы.

Озеро и ткацкая фабрика, построенная княгиней А. А. Прозоровской, г. Раменское

Озеро и ткацкая фабрика, построенная княгиней А. А. Прозоровской, г. Раменское

Для удобства пассажиров данного направления в конце XIX века в селе Раменское началось строительство здание вокзала большой вместительности с арочными окнами, под крышей под крышей которого разместились касса, почта, телеграф, полицейский участок, ресторан.

По данным «журнала Бронницкого уезда Земского Собрания» за 1905 год в Раменской волости (без населения фабричного двора) проживает 11629 человек. Имеется четыре земские школы, одна церковно-приходская школа и одна фабричная с библиотекой 5520 книг. Обучение и мальчиков, и девочек восьми-десяти лет поставлено в одинаковые условия, что встречалось крайне редко, т. к. предпочтение отдавалось мужскому полу. Самый высокий процент учащихся мальчиков был также в Раменской волости.

В седьмой главе данного журнала под заголовком «Экскурсии» читаем следующую информацию: «По предложению гласного князя А.А. Прозоровского (в честь которого позднее будет названа станция Прозоровская, ныне пл. Кратово) … Земская Управа нашла возможным, в 1904-1905гг. оказать содействие о выдаче льготных удостоверений на бесплатный проезд учащихся по железной дороге в Москву для осмотра ее достопримечательностей, имели отчасти образовательный характер.». Всего было осуществлено 16 экскурсий из 13 школ Бронницкого уезда. Таким образом, железная дорога помимо своей основной функции способствовала преобразованиям учебного процесса в близлежащий окрестностях. Весом подтверждением этому служит ходатайство, опубликованное в Докладе Бронницкой Уездной Земской Управы по вопросам народного собрания №4, 1910г.: «Педагогический Совет Раменского педагогического училища (1872г. постройки; располагалось рядом с СОШ №8, одноэтажное здание), стремясь к улучшению постановки учебно-воспитательного дела и озабочиваясь будущей участью кончающих курс учения, пришел к заключению просить Бронницкую Уездную Земскую Управу возбудить ходатайство перед Очередным Уездным Земским Собранием о необходимости введения в курс преподаваемых предметов новых языков – немецкого и французского, а также и бухгалтерии, тем более, что село Раменское и окружающие его деревни и села, из которых ученики поступают в городское училище, находятся в центре промышленной жизни уезда: местная фабрика, железная дорога, Москва, отстоящая на расстоянии немного более часа пути, постоянно требует кроме чернорабочих, и интеллигентных работников в виде чиновников, железнодорожных служащих, конторщиков, приказчиков и т.п.»

Раменское. Больница

Раменское. Больница

По данным Бронницкого Очередного Уездного Земского Собрания 1905 года в разделе «Экономическая деятельность» встречается следующая информация: «Бронницкий уезд по плотности населения занимает 1 место в Московской губернии».


В 1926 году село Раменское получает статус города. В 1926 году происходит административная реорганизация Московской губернии с последующим управлением уездов, и один из крупных и экономически богатых Бронницкий уезд преобразовывается в Бронницкий и Раменский районы.

В 1935 году для удобства большого количества проживающих и работающих рядом с фабрикой граждан началось возведение железнодорожной платформы Фабричная. С 28 июля 1935 года на участке Москва-Раменское открылось новое движение электропоездов (первый электровоз до станции Раменское отошел от платформы Казанского вокзала 11 июля 1935г.).

В этом же году было принято решение о строительстве на территории поселка Кратово Малой Московской железной дороги. Торжественное открытие одной из старейших на всем постсоветском пространстве детской железной дороги состоялось 2 мая 1937 года. Сегодня это современное транспортное предприятие, выпускающее юных воспитанников, 80% которых связывают свою жизнь с работой железнодорожника.

Соседство с магистралью способствовало появлению в около станции Раменское железнодорожной школы, клуба и магазина. В районной газете «Авангард» от 17 июня 1939 года сообщается: «Союз членов железнодорожников (станции Раменское) своими силами подготовил помещение под детскую площадку. Украсили его, подобрали штат воспитателей. Площадка рассчитана на 100 детей. Председатель Совета Солдатов».

В эти годы в стране существовала необходимость в выпуске различных электрических приборов: амперметров, вольтметров, тахометров, бензиномеров, логометров. Принимая решение о месте строительства приборостроительного завода, учитывалась близость со столицей и наличие быстрой транспортировки, и в июле 1938 года на окраине тогда еще небольшого подмосковного города был заложен фундамент будущего градообразующего предприятия – Раменского приборостроительного завода.

Спустя четыре года на заседании бюро Раменского ГК ВКП (б) от 01.10.1942 г. обсуждался вопрос о скорейшей подаче грузов с предприятия, результатом обсуждения стало следующее постановление: «Обязать хозяйственных руководителей завода обеспечить постройку узкоколейки». Функционировать узкоколейка начала с 1943 года. По данным переписи населения 1959 года в городе Раменское проживает уже 46 500 человек.

Станция Фабричная

Станция Фабричная

Именно с приборостроительным заводом в советские годы связано развитие социальной инфраструктуры Раменского района: строительство жилых домов, детских садов, учебных заведений, спортивных оздоровительных и культурных сооружений.

В 1965 году в городе Раменское было переведено образованное в 1933 году в панках моторно-вагонное депо. С этого момента располагающееся возле платформы 47 км локомотивное депо «Раменское» является одним из крупнейших на московской железной дороге, осуществляя деятельность по двум основным направлениям – эксплуатации и ремонту подвижного состава.

Рядом с железной дорогой сегодня располагается здание Администрации Раменского муниципального района, основные социальные службы, ведущие предприятия, рынки, КДЦ «Сатурн», кинотеатр «Юбилейный», Раменский почтамт, центральная аптека, прокуратура, Раменский городской суд, школа №4, ОАО «Раменскоехлеб», медицинский колледж, имеющий статус областного, кондитерская фабрика «Раконфи», здание бывшего завода «Техноприбор», основанного в 1930 г., стадион «красное знамя», Центральная районная больница и поликлиника, спорткомплекс, профилакторий, Центральная районная библиотеке, загс, музей.

Как и в былые времена, железная дорога призвана служить удобству пассажиров. В 2005 году в эксплуатацию введены скоростные электропоезда повышенной комфортности «Спутник», курсирующие по маршруту «Москва-Люберцы-Раменское». Время поездки из Раменского до казанского вокзала г.Москва составляет 45 минут.

Удивительное качество железной дороги – гармонично вписывается в окружающий ландшафт, ненавязчиво влиять на каждое происходящее местное событие, развиваться вместе с близлежащими территориями, тем самым становясь не заменимой и обыденной частью жизни, - способствовало тому, что село, окруженное дремучем лесом, за несколько столетий преобразовалось в один из самых благоустроенных уголков Подмосковья и стало городом, с которым желают связать свою судьбу многие.

Елена Покусаева, книга «Раменский район книга
славы и достижений 2011, пишем историю вместе»
г. Раменское, 2011 г.

Понравилось? Поделитесь!