Квитницкая Нина Борисовна

Квитницкая Нина Борисовна 

Нина Борисовна Квитницкая родилась 19 ноября 1919 года в г. Николаеве. В 1939 г. Квитницкая поступила в Московский текстильный институт, позднее ей удалось перевестись в Московский институт прикладного и декоративного искусства на скульптурный факультет. После окончания института Н. Квитницкая работала над парковой скульптурой, затем изготовляла скульптуры в камне и металле. Известна ее работа «Конькобежка», выполненная для Каслинского чугунного завода. С 1956 г. Н. Квитницкая работала с фарфоровыми формами. Для нее, профессионального скульптора, вполне естественно было стремление к поиску новых форм выразительности бытовых изделий, к единству их функциональной предназначенности с эмоциональностью пластической выразительности. Прозрачные голубые цвета ее росписи в духе древней «агашки» удачно продолжали местную традицию. И совсем не случайно Н. И. Бессарабова отзывалась о ней, как о «настоящем гжельском художнике». До сих пор в производстве находятся изделия Н. Б. Квитницкой: по своим эскизам их с удовольствием расписывают нынешние мастера Гжели.

Н.Б. Квитницкая Ваза "Гжельский пейзаж", 1964

Первый раз в Гжель художницу пригласила Людмила Азарова. Больше всего художницу удручала длинная и скучная дорога из дома во Гжель и обратно. Но не смотря на это с 1960 г. началась плодотворная деятельность Нины Квитницкой в артели «Художественная керамика» в Турыгино. Две художницы Людмила Азарова и Нина Квитницкая творили всемирно известные работы, расположившись напротив друг друга за одним столом. В это время большое внимание уделялось художницами развитию скульптур малых форм. Условия для работы были не самые лучшие, прежде чем начать работать приходилось протопить как следует помещение, на что уходило много времени. А порывы творческой мысли сдерживались бедным артельным производством.

В изделиях художницы привлекают выразительная пластика, спокойная и гармоничная роспись, в которой редко встретишь яркую звучность синего цвета, крупное живописное пятно. Для росписи Квитницкой характерны нежные градации голубого тона, и лишь в обводке по краю, окраске ручки, носика, крышки появляется темно-синий цвет. Она конкретизирует и завершает форму, причем достигает этого весьма скромными средствами, сложившимися в творческой практике Квитницкой в определенный художественный прием. Основные компоненты ее цветочной росписи — это широкий круговой мазок с точкой в середине, тонкая линия стебля и пересекающие ее короткие мазки — листочки. Изображения цветов варьируются, но существенно не изменяются. Край широкого мазка обводится тонкой прямой или волнистой линией, более крупный по размеру цветок имеет стройный стебель и дополняется второстепенными элементами — тонкими усиками.

Н.Б. Квитницкая Чайный набор «Орнаментальный»

Поверх кругового мазка быстрым движением кисти проводятся пересекающиеся окружности, что придает цветку сходство с бумажными розами. Аналогии цветам Квитницкой имеются в росписи старой Гжели: в шаровидном цветке купальницы, в цветах на тройном стебле, которые украшают дно тарелок, в изображении орнаментально-растительных рисунков, где прямые вертикальные линии завершаются синим кружочком-цветком и пересекаются одной или двумя горизонтальными линиями.

Цветочная роспись майоликовых изделий, питая воображение художницы, помогает ей создать вполне самостоятельные композиции, в которых цветы или соединяются в гирлянды, или по одному располагаются в поле, выделенном орнаментальной рамкой. Тулово вазы у горла и основания охватывают орнаментальные пояса из цветов, пом-щенных в прямоугольных полях. Между поясами условно изображенные растения и птицы в медальоне. Роспись выполнена широкими мазками, в которых смягченные переходы одного тона в другой сочетаются с тонкой линией рисунка.

Н.Б. Квитницкая. Сервиз. 1965г.

Изображения на старых гжельских майоликовых и фаянсовых изделиях, а также узоры на изразцах помогают художнице создавать новые декоративные композиции. Подобно тому, как на белом поле изразцов XIX века помещался в рамке один цветок, художница располагает на тулове фарфорового кувшина цепь шестигранных рамок с цветком посередине. Примечательна грушевидная форма кувшина — она наследует черты народного гончарного ремесла, но венчает ее типично гжельский треугольный носик. Разнообразные формы изделий художницы: овоидная, грушевидная, шарообразная, колоколоподобная — по-своему трансформируются сегодняшними молодыми мастерами промыслов.

Н.Б. Квитницкая. Бабушка и внучка, 1966г.

Свой почерк у Квитницкой и в пластике малых форм. И здесь нет у нее резкого различия между предметами уникальными и предметами массовыми. Художница верна излюбленным приемам народной игрушки: основу ее фигурок формирует юбка-колокол, которую венчает верхняя часть туловища. Руки лишь обозначаются рельефным декором или скульптурно в виде «колбасок». Широко использует она наложение одной формы на другую, добиваясь «перетекания» рельефа в скульптурный объем, и наоборот. Ее скульптура проста, непритязательна, в ней нет дробной детализации, роспись немногословна, но все это полностью подчинено законам декоративного искусства, все освещено поэтическим видением натуры. Выразительны выполненные художницей женские фигурки, в их пластике всегда удачно схваченное настроение. Характерна в этом плане «Конькобежка».

При подчеркнутой статичности фигурок в них ощутимо неспешное, спокойное и уверенное движение, действие, заключенное в самой пластике материала.

«Бабушка и внучек», например, своим сюжетом, спецификой пластических приемов, масштабной соразмерностью элементов, словно бы напрямую перекликается с майоликовой скульптурой XVIII века «Слепец с поводырем». Внучек ближе к зрителю, но не отстоит от доминирующего объема, а как бы наложен на него. Его фигурка намечена рельефом, оттенена линией, цветом. Обобщено и изображение бабушки, детали выделены рельефным декором, росписью. Пожалуй, «Бабушка и внучек» — классическая для Квитницкой композиция, наиболее полно вобравшая характерные для мастера приемы и мотивы.

В 1963 г. художница становится почетным членом Союза Художников СССР. Меньше полутора десятка лет отдала художница промыслам, но оставленный ею след отчетливо просматривается и сегодня.

До 1975 г. внимание художницы в основном было уделено разработке интересных посудных форм. А после 1975 г. разрабатывала декоративные композиции на посудных формах. Сама Нина Борисовна о своем творчестве говорила: «свой стиль считаю «Лирическим». Мне нравится лаконизм форм. Я не люблю ничего лишнего, очень строго отношусь к форме и считаю, что мои работы характерны для «Народного» стиля». Творческая деятельность Н. Квитницкой вместе с творчеством Л. Азаровой и З. Окуловой определила подъем современной керамики Гжели.

Официальный источник

Понравилось? Поделитесь!