Храм Георгия Победоносца в Новохаритоново

На родине Кузнецова Матвея Сидоровича в селе Новохаритоново Московской губернии к столетию победы над Наполеоном на средства предпринимателей Кузнецовых был построен Георгиевский храм с керамическим алтарем. Сохранились архитектурные чертежи храма, выполненные гражданским инженером Б. Великовским и согласованные строительным отделом Московского Губернского правления со следующим текстом: «Проект рассмотрен и одобрен по протоколу от 7 июня 1912 года за № 267 с тем только, чтобы работы производились с соблюдением надлежащих правил и под надзором техника, получившего на то законные права».

Георгиевский храм с керамическим алтарем

Главный престол храма посвящен Георгию Победоносцу, а престол , расположенный в боковой апсиде Параскеве Пятнице. Шатровый храм выстроен из кирпича с двойной бетонной оболочкой над центральным объемом.

Тип шатрового храма сформировался в России в XVI, XV II веках в результате перевода в камень архитектуры народных деревянных храмов. Корни этой конструкции уходят вглубь веков, еще в дохристианскую эпоху, когда в виде восьмериков, перекрытых шатром со смотровой площадкой на вершине, возводились крепостные башни и маяки, располагавшиеся вдоль сухопутных торговых путей. Этот тип храма особенно хорошо подходил для храмов-памятников в честь знаменательных исторических событий: церковь Вознесения в Коломенском возведена в честь рождения у Василия III Ивана, а девятистолпный храм Покрова на Рву (святого Василия Блаженного) на Красной площади в Москве возведена псковскими зодчими Бармой и Постником как памятник победы Ивана Грозного над Казанским ханством.

Во времена церковных реформ патриарха Никона шатровые храмы были признаны несоответствующими «церковному чину» и их сооружение запрещено с 1653 года, за исключением строительства шатровых колоколен. В Северных окраинах России, где влияние центральной власти было слабее, шатровые храмы продолжали возводить. Вновь интерес к шатровым храмам возник в эпоху историзма, а в период модерна в начале 20 - го века началось переосмысление опыта русской народной архитектуры.

Георгиевскую церковь отличает выразительный силуэт, господствующий над окружающей малоэтажной застройкой, разнообразие и богатство ритмов. На крещатом основании с 2-х частной алтарной частью расположен восьмерик, перекрытый шатром.

Изящная колокольня, вписанная между ветвями креста ассиметрично относи тельно главного входа в храм, отт няет мощь центрального столпа. Два ряда кокошников у основания шатра, очерченные текучей линией модерна, вторят его устремленность ввысь. В тимпане главного входа помещен точечный орнамент, напоминающий первобытный, высеченный на камне. На окнах параболической формы северного фасада установлены решетки с церковной символикой.

Сдержанное применение орнамента, черно-белая цветовая гамма выявляют суровость облика постройки.

Интересно решен конструктивно сложный переход от креста в плане к восьмерику: между арками, опирающимися на колонны, расположены ступенчатые вставки из сегментов колец.

Керамический алтарь храма в настоящее время утрачен, но представить, как он выглядел возможно: согласно устному преданию он был повторением алтаря экспонированного на Парижской выставке 1900 года.

В создании алтаря принимали участие гжельские гончары Дунашевы и Алексеевы.

В краеведческом музее Гжели сохранилось благодарственное письмо прихожан Георгиевской церкви Ивану Емельяновичу (двоюродному брату Матвея Сидоровича Кузнецова) и его жене Татьяне Михайловне Кузнецовым за их вклад и труды по случаю освяшения храма и приюта - богодельни для престарелых и неимущих.

В конце 20-х годов храм был закрыт. Сначала в нем размешалась керосиновая лавка, затем склад. Открыт в 1990, ныне принадлежит овозыбковцам.

Керамический иконостас из церкви Св.Владимира. Чехия, Марианске Лазне, кон. 1890-х гг.

Керамический иконостас из церкви Св.Владимира.Керамический иконостас из церкви Св.Владимира.

Керамический иконостас из церкви Св.Владимира.
В 1898 году был привезен на Всемирную выставку в Париже, где удостоился награды Гран-Приде-Франс. В 1900 году его приобрел полковник (позднее – генерал) П.П. Рыковский для тогда еще не построенной церкви Св. Владимира в Марианске-Лазне.

Официальный источник

Понравилось? Поделитесь!