
Бессарабова Наталья Ивановна
Без преувеличения, некоторые личности внесли настолько существенный вклад в развитие отдельных предприятий, что без их участия вся история могла пойти по-другому, а то и вовсе угаснуть. К таким людям в истории гжельского промысла можно отнести Наталью Ивановну Бессарабову. Именно ее заслуга – не просто возрождение старинной техники, а привнесение в нее той живой «искры», которая позволила сделать изделия интересными и востребованными.
Наталья Ивановна родилась в Воронеже в 1895 году. Образование она получила в местной высшей художественно-технической мастерской. Во время учебы подрабатывала в Воронежском драмтеатре. После успешного окончания учебного заведения в 1922 году начала работать художником в Москве, причем, в то же время продолжая повышать уровень своего образования, слушая лекции выдающегося живописца-монументалиста, графика и мастера гравюры Владимира Андреевича Фаворского.
Вернувшись в родной Воронеж, она успела поработать в газетном издании, выполнить ряд работ для местного цирка, писала картины, поработала далеко от декоративного творчества – на заводе сельскохозяйственного машиностроения, но, стремясь к постоянному развитию, в 1937 году продолжила карьеру главным художником в Хореографическом театре ЦПКиО им. Горького.
Именно в это время появился интерес к исчезающим народным промыслам. Желая найти себя и расширить свои способности, в это же время она пробовала себя в написании эскизов, портретов и даже шаржей, делала наброски костюмов для театра, оперы и балета.
Также Бессарабова интересовалась лепкой и начала изучать скопинскую и гжельскую керамику. С началом Великой Отечественной творческие эксперименты приходится отложить, но уже в 1943 году она получает предложение из Москвы: стать художником в лаборатории керамики и камня РОСПРОМСОВЕТА, где она не просто изучает искусство, но и разрабатывает методические материалы.
Весь опыт пригодился ей во время работы на Турыгинском заводе художественной керамики, куда она устроилась в 1945 году. Здесь она смогла не просто грамотно применить традиционные приемы росписи, используя классические мотивы для росписи, но и вложить собственный талант и использовать новые приемы. Так возникли шедевральные декоративные вазы, посуда, в частности, кружки, кувшины, жанровые статуэтки и фигурки животных.
Первым учителем стал народный мастер и потомственный керамист Михаил Денисов. Он, хранитель древних традиций, помог Н.И. Бессарабовой, опытному художнику-живописцу, скульптору, декоратору, близко чувствующему народное искусство, быстро войти в местную традицию.
Изучив досконально в фондах Исторического музея богатейшие коллекции керамики Гжели – майолику XVIII века, полуфаянс XIX века, оригинальность и самобытность форм и кистевой росписи старых изделий, художница приступила к разработке нового фарфора, начав со знаменитой салтыковской «Азбуки мазка» гжельской кистевой росписи, которой обучались на гжельском промысле ученицы Н.И. Бессарабовой, местные писарихи Т.С. Дунашова, Т.С. Ерёмина, Н.М. Манайкина, М.С. Толпегина, Л.И. Чупрунова. Цель обучения состояла в том, чтобы воспитать не исполнителей по готовым образцам, а живописцев, работающих самостоятельно и творчески.
За основу были взяты наиболее близкие фарфоровой подглазурной технике мотивы орнаментальной растительной росписи полуфаянса XIX века. На курсах мастерицы изучали виды росписей: «мазок с тенями» – роспись одной кистью, где насыщенность цвета менялась в зависимости от того, как расходуется краска, набранная на кисть; роспись силуэтного характера в технике сплошного мазка, в которой мазок в один тон образует плотную поверхность синего цвета; роспись тонкой графической линией, дополнительные элементы, составляющие богатство орнамента – закручивающиеся усики, завитки, пояски.
Особое место в творчестве Бессарабовой занимает работа над кувшинами. По форме они напоминают изделия периода майолики, но не точно воспроизводят их, а смягчают, округляют традиционные элементы. Если мастера прошлого четко членили, выделяли каждую часть сосуда — кольцевую ножку, шаровидные тулово, горло-раструб, треугольный носик, то Бессарабова отдает предпочтение плавности сочленения элементов, как бы «перетеканию» контурных линий, обводов всей композиции. Венчает кувшин крышка с хватком-шишечкой. Свободная двусторонняя роспись, четкий силуэт, цветки, бутоны, лепестки, спиралевидные завитки, усики, веточки и ягоды внутренней слитностью рисунка оттеняют, подчеркивают округлость сосуда, сплюснутую снизу, его строгую целостность.С именем Н.И. Бессарабовой связаны и первые шаги по восстановлению секретов гжельской майолики. Именно она ставит опыты по росписи ее эмалью, которую ласково называет «материал с душой». Среди наиболее интересных и выразительных ее вещей — сухарница с лепными ручками в виде цветов и небольшая фигурка «Цирковой конь». В четком, энергичном силуэте фигурки — чистота линий, простота, присущая игрушкам, изящество росписи.
Наталья Ивановна Бессарабова была тем человеком, который нашел новый подход к гжельской майолике. Еще с древних времен было принято отражать в росписи богатый животный и растительный мир России, но художница начала пробовать роспись эмалью.Каждое ее изделие уникально и выразительно, из них трудно собрать комплект идентичной посуды, но, при этом, каждое относительно легко запустить в серийное производство.
Познакомиться с работами Бессарабовой можно, посетив Государственный русский музей, Всероссийский музей живописно-практического и общенародного художества, музей-усадьбу в Кусково и некоторые другие музеи нашей любимой и необъятной России.
.png)
Продолжение статей 2015, 2017, 2022 годов: «Гжель, прошлое – настоящее – будущее. Приглашение к разговору»
Продолжение статей 2015, 2017 годов: «Гжель, прошлое – настоящее – будущее. Приглашение к разговору».
Художники народных промыслов выступили против затрагивающего их законопроекта о народных художественных промыслах (НХП), который готовится к внесению в Государственную думу РФ.
Подпишитесь на новости и будьте в курсе всех событий.