В 1818 году три брата Новых основали фабрику, специализирующуюся на фарфоре и фаянсе. Расположилась она в деревне Кузяево Богородского уезда Московской губернии. Главой предприятия стал старший брат, Иван. В 1830-е годы его сменил средний – Тихон, а в 1840-е эстафету принял младший – Семен. Продукция фабрики пользовалась успехом в Российской империи. За несколько десятилетий фабрика стала одной из лучших в Гжели.

И, что удивительно, до сих пор сохранилось достаточно много изделий Фабрики братьев Новых 1800-х годов. Отличное качество, простота и лаконичность форм, стиль ампир, популярный в те годы в Российской империи, высочайший уровень технологичности и художественного исполнения. Фабрика производила чайную и столовую посуду, статуэтки, вазы.

 

Для производства братьев Новых характерны общие для XIX века черты: цилиндрические, конусообразные или яйцевидной формы чашки с расширением в верхней части, с высокими, выступающими над чашкой ручками фигурной формы. Закругленные части оформляли в виде розетки, а сами чашки располагались на ножке. Керамику часто покрывали позолотой методом цировки – нанесением тонких золотых линий по краям окрашенной поверхности. Цветные фоны выполнялись при помощи надглазурного крытья, а рисунок наносился полихромной росписью.

 

Фарфор и фаянс Фабрики братьев Новых, несмотря на общее следование традициям, имеют свой узнаваемый стиль. Самая популярная тема росписи – цветочная. Высочайшее мастерство живописцев и скрупулезное внимание к деталям сделало изображенные на посуде цветы неотличимыми от настоящих. Каждый лепесток и каждая веточка были выписаны очень тщательно, растительный орнамент искусно и изящно сочетался с другими элементами. Причем, довольно часто скрупулезно выписанные цветы не были основой декора, а всего лишь обрамлением основного сюжета.

 Скульптуры производства Фабрики братьев Новых отличаются яркой, насыщенной росписью и великолепной детализацией. Каждый элемент одежды, вплоть до завязок и потертостей на курительной трубке, тщательно отработан.

После смерти последнего из семьи Новых, в середине 1850 годов, его вдова вышла замуж за Якова Храпунова, ставшего таким образом владельцем предприятия. Желая сохранить преемственность, Храпунов взял вторую фамилию, и предприятие стало Фабрикой Храпунова-Нового. Новый владелец всерьез взялся за оснащение предприятия современными для того времени гидравлическими прессами, паровыми, шлифовальными машинами, другим оборудованием, выведя Фабрику в число крупнейших в Российской империи.
Что касается изделий Фабрики, при Храпунове-Новом первое время выпускалась керамика, подражающая продукции ведущих российских и зарубежных производителей. Но позже к работе были привлечены талантливые живописцы и выработан собственный стиль, прославивший теперь уже завод.

В это время Завод Храпунова-Нового успокаивает цветовую гамму, отдавая предпочтение нежно-розовому, голубому, сочетаниям близких оттенков. Сохраняется цветочная тематика, но, вместо детальной росписи, появляется сложность и декоративность форм – решетчатые силуэты, ребристая поверхность, рельефный декор на ручках. К концу XIX столетия в ассортименте завода появляются изделия в виде плодов, животных, птиц, шкатулки в виде растительности, домиков. В этом направлении как раз и нашло применение умение максимально детализировать – и форму, и роспись.

В самом начале XX века наследники Храпунова-Нового продали завод компании «Демократическое товарищество», владевшей предприятием до 1918 года, когда оно было ожидаемо национализировано и переименовано в Кузяевский фарфоровый завод. Советское предприятие продолжило выпуск посуды, ориентированной на азиатские советские республики и заграничных покупателей. С середины 1900-х годов завод специализировался на чайных парах с различным орнаментом. Но об изысканности и детализации речи уже не шло, обычно дело ограничивалось простейшими цветочными композициями на белом фарфоре.

В новейшей российской истории завод продержался до 2001 года. Промышленная база предприятия, бывшего когда-то Фабрикой братьев Новых, была выкуплена Объединением «Гжель» для восстановления деятельности завода. Но воскресить славное традициями предприятие не удалось и по сей день. На сегодня здание завода не используется.

Понравилось? Поделитесь!