Можно ли приручить глину?


 Фотографии БАШЛЫЧЕВ Сергей АлександровичНаблюдаю за работой гончара, он похож на фокусника. Прикрыв кусок глины ладошками, начинает выращивать из нее изящную вазу. Я тоже так хочу!

Поэтому и решила принять участие в конкурсе «Журналист меняет профессию». Теперь каждую субботу к 9 часам я спешу с младшей дочерью Тамарой в Алтайский политехнический техникум в гончарную мастерскую к преподавателям Надежде и Сергею Незбудей.

В аудитории звучит медитативная музыка. Либо от нее, либо от работы с глиной, либо от плавной речи Надежды Ивановны все погружаются в умиротворенное, благостное состояние. Удивительно, но даже мой ребенок за целый день ни разу не закапризничал, не попросился домой. Дочери тоже интересно, как это из куска глины выходят такие удивительные вещи – то керамическая ваза, то ворона, то избушка на курьих ножках, то свисток. Познавая секреты древнего, как мир, мастерства, начинаешь по-другому ощущать время – измерять его не часами, а поделками.

– Я сегодня шесть поделок сделала, – заявляет в конце первого занятия Тамара. Преподаватель смеется, потому что ей пришлось учесть возраст юного гончара и подобрать под него несложные задания: сделать глиняные свитки с лепниной, оттиски и так далее.

А взрослые в это время трудились над более сложными вещами – нужно сделать избушку и декорировать ее порой с помощью предметов обихода. В ход идут пилочки, ножички, цыганские иглы, расчески, фены, пластиковые карты, женские колготки…

В конце занятия лепим вместе с дочерью глиняных ворон, я придумала, что у меня будет цыганский ворон с серьгой в ухе, но получилась хлопотливая мамаша с вороненком, а у Тамары – ворона-кокетка с сыром и розами. Больше всего нам понравилось делать птицам прически, нужно было продавить глину через кусок капрона и приладить тонкие пряди к головам ворон. Надежда Ивановна умеет показать и рассказать все так просто и понятно, что начинаешь гордиться собой, мол, первый раз, а как славно выходит!

Второе занятие обещает быть еще более увлекательным, поскольку мы знакомимся с работой гончарного круга. Сергей Леонидович сказал, что для начала нужно научиться хотя бы миску для кошки делать. Первый блин у меня комом… Я левша, а гончарный круг рассчитан на правшу. Получается, что я все делаю поперек вращения круга, а толку от этого никакого. Мастер пересаживает меня за электрического «японца», приспособленного и под левшей тоже, и я начинаю ваять заново. В то время как Сергей Леонидович размышляет вместе с нашим фотокорреспондентом о том, что среди женщин за всю историю так и не случилось настоящего гончара и их еще с незапамятных времен брали разве что в подмастерья, что мужчины работали на гончарном круге, а женщины лепили каких-нибудь пташек в довесок, стоили эти игрушки немного, но все-таки… я стараюсь изо всех сил не запороть работу. Первый этап не слишком сложный, но очень важный – это центровка. Нужно трижды поднять конус, а затем спрессовать его в полусферу. Вместо конуса сверху все время вылупляется голова. Мастер смеется, исправляет погрешности и грозится больше не давать глины, а дочь все время интересуется, когда уже можно будет миску для кошки увидеть. Я выхожу на второй уровень – начинаю формировать стакан, продавливая в нем отверстие так, чтобы до низа изделия оставался сантиметр. Третий этап самый сложный.

– Я сейчас вам вообще не мешаю, главное – получите удовольствие от процесса, почувствуйте глину, выведите стенки, пусть не получится, зато поймете, что нужно делать, – объясняет преподаватель.

В какой-то момент, когда я давлю с внешней стороны пальцами одной руки, а с внутренней – другой, стакан начинает увеличиваться в размере, стенки раздвигаются и истончаются. Здорово! Не успела обрадоваться, как миска выходит из-под контроля и начинает подозрительно раскачиваться неровными сторонами на гончарном круге. В этот момент я вспоминаю слова мастера, что глина живая и у каждого изделия свой характер, иногда с ним и вовсе не справиться. Зову на помощь профессионала, он быстро срезает неровности со стенки, и миска становится послушной. Теперь ее нужно подсушить феном и снять с помощью гитарной струны с поверхности гончарного круга. Я показываю свой шедевр дочери, она кричит: «Ура! Получилось!» Если бы рядом не было ребенка, я бы тоже завопила от радости, потому что до последнего момента не было ясно, удастся приручить глину или нет.

Впереди еще шесть суббот, и нам покажут и расскажут много методик. Но я уже точно знаю, что буду защищать на экзамене работу, сделанную на гончарном круге, а там уж как повезет.

Официальный источник


Понравилось? Поделитесь!

Комментарии (0)