Дорогу осилит идущий!

 

Интервью с Председателем Правления Некоммерческого Партнерства «Палата народных промыслов и ремесел», Генеральным директором Группы компаний «Керамика Гжели», Сергеем Александровичем Акентьевым.

В.Мартемьянова: Уважаемый Сергей Александрович, грядет 700-летие народного художественного промысла Гжель, ставшего визитной карточкой России, прославляющего на весь мир традиции русской керамики.

2022 год Указом Президента Российской Федерации объявлен годом Культурного наследия народов России. Значение народной культуры для развития и достойного будущего государства трудно переоценить. Оно имеет судьбоносный смысл!

Вы были первым, кто почти 10 лет назад произнес словосочетание: «Гжельский керамический и туристический кластер».

Пять лет назад, в 2017 году, в развернутом интервью для Раменской газеты «ГРАНЬ», Вы коснулись важных аспектов настоящего и будущего народного промысла Гжель.

Что изменилось за эти годы? Чем живет Гжельский народный промысел сегодня? Есть ли будущее у знаменитого промысла?

С.А. Акентьев: Вопрос очень обширный. Если коротко, то Гжельский промысел доказал свою живучесть своей многовековой историей, более 700 лет. Почему более, мы все понимаем, что жили и работали керамику на этой земле задолго до первого упоминания о Гжели в грамоте Ивана Калиты. Чем живёт? Я просто отвечу – работает! Гжельские мастера значительно подняли уровень своего мастерства, художественную ценность творческих работ, появились новые материалы, новые технологии, в Гжели стало работать ещё больше профессиональных художников. Каждый год наш Гжельский государственный университет выпускает новую молодую плеяду художников керамистов. Некоторые из них остаются работать в Гжели. Здесь дух творчества, мастерства, здесь пахнет глиной. Гжель подтверждает свой статус столицы российской керамики. Прошли лихие 90-е годы, когда промысел выживал. Сейчас настало время, я бы сказал поиска истины - а что дальше?! На территории Гжели работает большое количество предприятий, индивидуальных предпринимателей, самозанятых, художников, ремесленников, в Гжель пришли серьёзные инвесторы, про Гжель сейчас говорят на разных площадках больше, чем о любом другом промысле. Гжельцы видят, что разговоры очень медленно, но всё же переходят в практическое русло. Надеюсь, что Гжель не только по духу и мастерству будет столицей российской керамики, но и своим внешним видом будет подтверждать этот статус, оденется в красивый наряд.

В.Мартемьянова: - Сергей Александрович, на сегодняшний день в Гжели существует несколько некоммерческих общественных организаций: Союз Гжели, Союз Гжельских мастеров, Гжельское историческое общество и другие. Какую роль в системе НКО и деле развития Гжели как керамического, туристического кластеров играет созданная Вами в 2014 году НП «Палата народных промыслов и ремесел»?

С.А. Акентьев: Мы, в чём то, первопроходцы и продолжатели дела Виктора Михайловича Логинова. В одной из наших гжельских песен есть такие слова «…всё сбудется, всё сладится, я верю в доброту, как верит Виктор Логинов, влюбившийся в мечту…» Пора этой мечте стать явью! Ранее я неоднократно писал и говорил о необходимости объединения усилий на благо Гжели. Некоммерческое Партнёрство «Палата народных промыслов и ремёсел» в 2014 г. было создано именно для этих целей. Многое за эти годы сделано. Главной нашей задачей было привлечь внимание инвесторов, государственных структур и общественное мнение к теме развития Гжели. Общими усилиями неравнодушных людей эта цель достигнута. Понимаю, что полного объединения сил на площадке Палаты не получилось. В Гжели появилось ещё ряд общественных организаций. Вы перечислили не всех. Подход мой такой, что если не получилось объединиться всем, по объективным или субъективным причинам, то пусть будет больше в Гжели общественных объединений. Каждая команда может помочь общему делу.

В. Мартемьянова: 2020 и 2021 годы стали настоящим испытанием для экономики всего мира. Все человечество столкнулось с необходимостью серьезного преодоления опасностей, угроз, связанных с пандемией коронавирусной инфекцией. Отрасль НХП, и без того переживающая трудности, вообще оказалась поставленной на грань выживания. Правительством России предпринимаются определенные меры, направленные на сохранение и развитие отрасли. Поправки к Федеральному закону о НХП, разработанные и предложенные Минпромторгом, вызвали огромный общественный резонанс. Каковы, на Ваш взгляд, сильные и слабые стороны предложенных нововведений?

С.А.Акентьев: Главное, что в законе зафиксированы новые подходы к развитию народных художественных промыслов, не только с позиции непосредственной поддержки предприятий НХП, а с позиции развития всего места бытования промысла, как единого целого организма. Как то, я присутствовал на одном из совещаний в министерстве строительства. Обсуждалась тема выполнения поручений Президента по поддержке народных промыслов. Минстрой – это значит надо строить. Предлагалось построить ремесленную деревню и наполнить её мастерами разных направлений ремесла, возить туда туристов. Моё мнение кардинально разошлось с мнением организаторов мероприятия. Зачем строить где то, когда уже есть регион бытования промысла. Я предложил, давайте поддержим промысел, а не будем создавать что-то новое, искусственное. Предложил Гжель, как пилотный проект. Здесь уже всё пропитано духом творчества, за этим духом и едет турист. Есть проблемы в разрушенной исторической архитектуре, в отсутствии новых интересных архитектурных проектов. Давайте поможем. Но я не был услышан. Надеюсь, изменения в новый закон о НХП помогут развитию места бытования художественного промысла. Так же новая редакция закона предполагает создание льготных налоговых условий для предприятий всего промысла, художников, мастеров, ремесленников, рабочих, занятых в творческом процессе, в частности Гжели, а не только предприятий, имеющих статус предприятий НХП. За это я всегда ратовал и предлагал поддержать именно регион. Хотя ряд руководителей предприятий, художники и ассоциации НХП не поддерживают изменения в законе, у них есть много обоснованных замечаний. Они стоят на позициях вплоть до полного отрицания. И я их понимаю. К примеру, в новой редакции закона о Художнике практически ничего не сказано. Считаю, что в законе должно быть более детально расписано неограниченное право художника изготавливать свои авторские изделия НХП и продавать их с соблюдением всех норм налогового законодательства. Ранее я уже писал, что многое для нас в законе непонятно. А это сразу вызывает отрицательную реакцию. Нет понимания что такое СРО для творческого процесса. Чем она должна заниматься? Если СРО (саморегулируемая организация) нам в Гжели необходима? Что вполне возможно. То, как найти ту команду, возглавившую это СРО, которая приведёт нас к успеху?!

Понимание, что нужны перемены есть у всех сторон. Нужен компромисс, баланс интересов.

В. Мартемьянова: В своем предыдущем развернутом интервью Вы подчеркнули необходимость комплексного развития Гжели. Как вы оцениваете перспективу объединения региона в один административный субъект, предусматривающее выработку единой стратегии развития?

С.А. Акентьев: Это однозначно необходимо. Мы всегда на всех уровнях власти говорим о Гжели, как о едином целом. А административно единения нет. Это мешает развитию Гжели. Уверен, что наступит момент истины и Гжель станет единой со своей стратегией развития.

В. Мартемьянова: если мы говорим о стратегии, то вполне уместно упомянуть о главном документе маркетинга, SWOT-анализе, без которого невозможно дальновидно и грамотно выстроить стратегию развития региона. У данного анализа четыре важнейших составляющих. Давайте подробнее остановимся на них.

Что на Ваш взгляд, представляют собой сильные стороны и возможности Гжельского региона с учетом реалий сегодняшнего дня?

С.А. Акентьев: Это известный брэнд мирового значения. Давно идут разговоры о необходимости включения промысла Гжель в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Это готовый керамический кластер с большим количеством предприятий, работающих в разных технологиях производства керамики. Я говорю и о специальной керамике. Есть, свой университет, готовящий специалистов для керамической отрасли, есть своя система обеспечения творческого процеса.

Это край, пропитанный духом творчества, любви к керамике. В Гжели проживают и работают люди из поколения в поколение производящие керамику.

Территориально Гжель расположена очень выгодно. Это 60 км. от Москвы. Есть железная дорога, значительно улучшилась инфраструктура автомобильных дорог. Есть проблемы, но они решаются.

Главное есть люди, керамисты, патриоты Гжели, готовые трудится и прославлять сою малую Родину.

В. Мартемьянова: В чём Вы видите слабые стороны и угрозы для развития региона традиционного бытования НХП Гжель как керамического центра и туристического кластера? Что мешает продвижению, развитию? Всё ли преодолимо и решаемо?

С.А.Акентьев: Всё решаемо, только зависит сколько надо ресурсов и хватит ли нашей жизни. Движение в направлении развития идёт очень медленно. Такое ощущение, что у нас 10 жизней, как в интернет игре и мы лет через 100 увидим рассвет. По большому счёту, вплотную регионом начали заниматься только сейчас, делать маленькие шажки. Гжели нужна такая личность, как Виктор Михайлович Логинов. Хотя и он не сумел включиться в современный жизненный ритм. Приезжая в Гжель гости хотят увидеть красивый город, историческое красивое место. А реально в Гжели сейчас архитектурный коллапс, хаос. Если не сказать ещё красноречивее. Многие исторические предприятия керамики перепрофилированы. Туризм Гжели нужен, но больше нужно лелеять и развивать исконные исторические традиции, на чём Гжель жила и живёт уже более семи веков. Надо сосредоточиться именно на развитии Гжели как столицы российской керамики, поддерживать производства, не давать им закрываться. Положительный результат привлечёт и туристов, и специалистов, и многих людей, любящих керамику. Необходимо развивать и туризм, и непосредственно производство, и место бытования промысла.

В. Мартемьянова: Как Вы оцениваете реальные перспективы проекта ГОРОД ГЖЕЛЬ? Всё ли учли, предусмотрели его разработчики?

С.А. Акентьев: Я писал не так давно, что проектов развития Гжели с каждым годом всё больше и больше. В них обобщено много инициатив разных специалистов, но рабочего, реального проекта я пока не увидел. Да и полного понимания нет у разработчиков что такое Гжель завтра! Нет концепции развития Гжели, как единого организма, места, где живёт керамика. Необходимо общими усилиями провести конференцию по Гжели, пригласить к участию специалистов, местных жителей, представителей государственных органов и проводить её на регулярной основе.

В. Мартемьянова: Пять лет назад в развернутом интервью Вы говорили о насущной необходимости создания рабочей группы по выработке стратегии развития Гжели в русле задач создания керамического и туристического кластеров. Эта рабочая группа создана? Кто входит в ее состав? Есть ли конкретные результаты работы?

С.А. Акентьев: Я помню, что было постановление Главы о создании такой группы. Но с её работой я не знаком. В общей суете приоритеты у руководителей постоянно меняются, а реального человека, отвечающего только за программу развития Гжели, как единого целого, в администрации нет. Видимо для городского округа это не приоритетная задача.

В. Мартемьянова: Каковы, по Вашему мнению, наиболее эффективные меры поддержки предприятий НХП России в целом и Гжели в частности?

С.А. Акентьев: Это серьёзный анализ, который необходим, но в этом интервью мы всё не охватим. Сейчас предприятия, имеющие подтверждённый статус предприятий НХП по федеральному списку, имеют серьёзную финансовую поддержку. Конечно, те суммы, которые выделяет государство предприятиям НХП России, очень малы. Тем более количество производств, которые подтвердили свой статус НХП, с каждым годом становится значительно больше. Во многом споры по новому закону и касаются этой поддержки. Руководители ассоциации опасаются, что и это срежут. Предприятиям вместе с государством необходимо поддержать первое звено в производстве: рабочего, мастера, специалиста, художника, молодого специалиста. Как я понял, что в новом законе это прорабатывается. На сколько будет эффективна эта поддержка, время покажет. Что касается Гжели в целом, то тут поддержка может быть разноплановая. Государство финансирует очень много программ, в которых Гжели необходимо участвовать, получать финансирование и реализовывать свои проекты. Но это серьёзная сложная работа.

В. Мартемьянова: - Верно ли утверждение, что Палата народных промыслов и ремесел и является, на сегодняшний день, тем объединяющим Гжель звеном, которое способно реализовать предложенную Вами дорожную карту, взаимодействуя с государством и местным предпринимательским сообществом? Какие проекты Палаты Вы считаете наиболее перспективными и достойными государственной поддержки в рамках национальных проектов, по линии Фонда президентских грантов и других фондов?

С.А. Акентьев: Я уже сказал выше, что Палата не стала объединяющей площадкой для всех гжельцев. Но она поставила цели и идёт к ним. С созданием Палаты, вопросы о будущем Гжели стали звучать всё чаще и острее. И это даёт реальный результат. Палата, это общественная организация, которая опирается только на инициативу её членов. Своих ресурсов у неё нет. Поэтому реализовать такие сложные задачи, стоящие перед Гжелью, она, конечно, не в состоянии. Но по мере своих возможностей, при поддержке членов Палаты, наших друзей и администрации мы реализовали много интересных проектов, в том числе и на международном уровне. Одни из рабочих проектов, это областной открытый международный фестиваль керамики СИННИЦА. Для развития проекта необходима постоянная рабочая команда. Гжели не хватает собственного событийного календаря. Нужен свой ТИЦ (туристско-информационный центр) с рабочей командой. Один из последних проектов Палаты, поддержанных администрацией г.о. Раменское и Раменским телевидением – это серия фильмов о Художниках Гжели. Интересный и нужный проект.

В. Мартемьянова: Среди партнеров Палаты народных промыслов и ремесел немало образовательных учреждений Гжели. Это не случайно! Какие меры необходимо предпринять в ближайшее время для того, чтобы придать качественно новый импульс развитию УКНПЦ , системы, разработанной Виктором Михайловичем Логиновым и Аллой Александровной Андреевой?

С.А. Акентьев: Система непрерывного образования работает! В ней изначально заложен принцип непотопляемости. И большая благодарность всем, кто этим занимался и занимается. Наши школы очень неплохо оборудованы для проведения занятий. Хотя предела совершенству нет. На одном из совещаний в государственной Думе по теми НХП один из участников презентовал подобный проект и сказал, что это что-то новое в народном российском образовании. Ну я, конечно, высказал своё мнение, что это далеко не так. Гжель была первопроходцем. Однозначно, что это даёт пользу и детям, и Гжели в целом. Другой вопрос, на сколько эта программа полезна предприятиям промысла? Я такого анализа не делал. Нужно сделать и отсюда и появится точка роста.

В. Мартемьянова: И последний вопрос тот же, что и пять лет назад! Что вселяет в Вас уверенность в правильности выбранного пути, почему, несмотря на трудности, препятствия, Вы продолжаете по нему идти?

С.А. Акентьев: Путь, он правильный. Сомнений в этом нет. Правда, не от нас всё зависит. Руки иногда опускаются, когда видишь порой больше пиара, а не реальной работы. Наверное, время сейчас такое. Всё это пройдёт. Я в определённый момент сосредоточился больше на своих проектах. Планов много и надо успеть, время не идёт, а бежит.

Дорогу осилит идущий!

©Мартемьянова В.В.

 

Понравилось? Поделитесь!

Комментарии (0)